06.08.2004

Богатых в России стало больше. Бедных при этом не убавилось



Пропасть между богатыми и бедными в России быстро растет. Последние данные статистики показали, что расслоение российского общества стабильно усиливается, а средний класс по-прежнему не сформирован. Эксперты считают, что виной всему неэффективная российская социальная система, ориентированная на перераспределение полученных доходов.

Все граждане России заработали в первом полугодии 2004 года 4 трлн 823,6 млрд рублей. По данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), по сравнению с первым полугодием 2003 года доходы выросли более чем на 20%. Страна пожинает плоды бурного экономического роста, но, как выясняется из данных статистической службы, далеко не равномерно. На долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходится 30% общей суммы денежных доходов. И этот показатель в последнее время стабильно растет. По итогам первой половины 2002 года "десять процентов богатых" получали 29,3% всех денежных доходов. Еще более выразительной получается картина, если вместо 10% посмотреть на владения 20% самых богатых россиян. По данным ФСГС, эти люди уже получают почти половину всех денежных доходов российских граждан.

На другом конце доходного ряда находятся 10% самых бедных. Им достается менее 2% общей суммы денежных доходов. И эта цифра не меняется. Более того, еще в 2002 году бедные располагали 2,1% всех доходов. Получается, что богатые богатеют, а бедные - нет. Это, конечно, гораздо лучше, чем в прошлом десятилетии (на фоне мощного экономического спада), когда бедные становились беднее, а богатые - богаче. Но все это не соответствует "суперидее" политической власти - построению общества, в котором богатеют и бедные, и богатые.  "Все идет по "проверенной" российской схеме, - говорит Евгений Гавриленков, главный экономист инвестиционной компании "Тройка Диалог", - хотим как лучше, но получаем как всегда". Виной всему, по мнению Гавриленкова, национальная социальная система, точнее сказать - система перераспределения. Бессмысленная и беспощадная.

"Те, кто работает в частном секторе, получают все больше", - уверен Гавриленков. Дальше все становится интересней. Государство все-таки умудряется перекинуть значительную часть заработанного в общественный сектор. Где эта часть беззаботно проедается. Большая часть бедных сосредоточена именно в социальной сфере российской экономики. "Посмотрите, - призывает нас Евгений Гавриленков, - промышленность по итогам прошлого года выросла на 7%, а занятость в ней сократилась". Таким образом, дополнительные доходы достались гораздо меньшему числу людей, большая часть которых является наемными работниками. Совсем иная картина в общественном секторе, доля занятых в котором растет. Нетрудно предположить, что большая часть этих людей - это те, кто "не пригодился" в секторе частном. Вполне закономерно, что те, кто остается в общественном секторе, - беднеют. Но система продолжает неэффективно перераспределять ресурсы. Плоская шкала налогообложения доходов помогает богатым получать большие доходы, но косвенные механизмы перераспределения забирают в эффективных секторах экономики заработанные деньги.

"По сути мы повторяем опыт других стран, уже проводивших подобные эксперименты, - считает Евгений Гавриленков, - например, Великобритании, когда у власти находилось прошлое поколение лейбористов". Все эти распределительные эксперименты закончились полным крахом. "Надо смириться с тем фактом, что меньшая часть населения создает условия для всеобщего процветания, и не мешать ей", - призывает Гавриленков. В итоге мы увидим, что бедные люди будут довольствоваться не только крохами с общественного стола.

Известия