06.08.2004

Знак Кузьмича



Арбитражный суд Москвы в четверг принял к рассмотрению встречный иск издательского дома «Собеседник» к актеру Виктору Бычкову. Все началось с того, что актер потребовал от "Собеседника" 500 тысяч рублей за издание сканвордов с названием "Кузьмич" (по имени его героя из фильма "Особенности национальной охоты"). Теперь издательский дом утверждает, что актер незаконно приобрел право на товарный знак.

В мае этого года в Арбитражный суд Москвы поступил иск от ООО 'П. Карло', учредителем и гендиректором которого является супруга актера Бычкова Полина. Ответчиками являлись входящие в один холдинг ЗАО 'Собеседник' и ООО 'Издательский дом 'Собеседник-К'. Первая из этих фирм в 2001 году зарегистрировала в Минпечати в качестве СМИ сборник сканвордов 'Кузьмич'. 'Вторая компания занимается непосредственным изданием сборника', - пояснил ГАЗЕТЕ представляющий интересы актера юрист Вадим Усков. Тираж 'Кузьмича' составляет 99 тысяч экземпляров, с августа 2001 года в свет вышло более 120 выпусков. 'На обложке изображен узнаваемый образ героя Бычкова - Кузьмича с козлиной бородкой. В том, что это именно тот самый Кузьмич, нет сомнений, - говорит юрист. - Сборник организует конкурсы от имени Кузьмича, публикуются письма якобы от его имени'. По признанию самого Виктора Бычкова, об использовании его образа в сборнике он узнал еще в 2001 году, когда ему подарили один из первых номеров сканвордов. 'Как приличный человек, я ждал, что мне позвонят, однако этого не произошло, - посетовал он. - Когда я год назад обратился в 'Собеседник' и попытался предложить сотрудничество, там сказали почти буквально: «Да пошел ты, мы богатые и крутые». Обидевшись, я решил обратиться в суд. Пусть там разберутся, кто прав. Неприятно, когда тобой пользуются'. По словам Вадима Ускова, ООО «П. Карло» предъявило иск о взыскании компенсации за нарушение права на товарный знак 'Кузьмич', который был зарегистрирован в Роспатенте в 1999 году и теперь принадлежит фирме. Помимо взыскания компенсации истцы просят суд запретить ответчикам издавать СМИ с названием 'Кузьмич'.

Ответчики не признали претензий. 'Мы абсолютно законно зарегистрировали издание 'Кузьмич' в Минпечати еще в июле 2001 года, - сказал ГАЗЕТЕ исполнительный директор ЗАО 'Собеседник' и генеральный директор ООО 'Издательский дом «Собеседник-К» Сергей Цыганов.

В ходе судебного слушания произошел неожиданный поворот. Суд принял к рассмотрению встречный иск «Собеседника» к ООО «П. Карло». Ответчик потребовал признать ничтожной сделку о регистрации товарного знака «Кузьмич» и, как следствие этого, само свидетельство на товарный знак. Кроме того, «Собеседник» настаивает на признании недействительным договора, заключенного между ООО «П. Карло» и патентным поверенным Анатолием Сергейкиным. Последний в свое время продал «П. Карло» право на товарный знак «Кузьмич». «Зарегистрировав товарный знак «Кузьмич» на свое имя, Сергейкин не имел намерения производить товар в области СМИ с маркировкой «Кузьмич», - заявила ГАЗЕТЕ представляющая интересы «Собеседника' юрист Анна Варганова. - По информации Федерального агентства по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, с 1999 года Сергейкин зарегистрировал на свое имя 183 товарных знака, среди которых «Слава», «Луч», «Полет», «Сам Самыч», «Победа», «Россиянка» и прочие известные бренды. Когда в марте 2004 года Сергейкин переуступил права на товарный знак «Кузьмич» ООО «П. Карло», издание «Кузьмич» существовало на рынке 3 года, что ставит под сомнение необходимость покупки именно этого товарного знака с целью выпуска СМИ под аналогичным названием». Судья Елена Шлыкова оставила лишь одно требование, заявленное во встречном иске «Собеседника». «Оспаривать законность регистрации товарного знака и требовать признать свидетельство о регистрации недействительным нельзя, поскольку товарный знак оформляется не в результате сделки, а в результате акта госрегистрации», - заявил Вадим Усков. Суд с юристом согласился, и обязал ИД «Собеседник» к следующему заседанию представить доказательства обоснованности его претензий в части признания недействительным договора между поверенным и ООО «П. Карло».

'Наименование сборника «Кузьмич» визуально абсолютно не похоже на надпись, зарегистрированную истцом в качестве товарного знака. Да и сам товарный знак был зарегистрирован позже, чем СМИ «Кузьмич», - заявила ГАЗЕТЕ после окончания слушания Анна Варганова. Что же касается действий патентного поверенного, то, по мнению юриста, они «направлены на ущемление прав других лиц с целью получения выгоды». Сам Анатолий Сергейкин с такой точкой зрения был не согласен. «Нет ничего зазорного в том, чтобы регистрировать товарные знаки в Роспатенте. Это мое законное право, лишь бы оно не нарушало права других», - полагает он.

Газета