06.08.2004

ГАИ не помогает. Внедрять обязательное страхование



Павел Миледин

После года работы закона об ОСАГО многие застрахованные не хотят возобновлять полисы, сетуют страховщики. Основную причину они видят в том, что ГАИ не слишком настойчиво контролирует наличие обязательной страховки. Но эксперты напоминают, что многие клиенты еще и надеются на удешевление полисов.

В июле прошлого года, когда закон ввел обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО), в офисах страховщиков и пунктах продаж полисов выстраивались очереди. Компании расширяли служебные помещения, организовывали новые рабочие места и рапортовали о сотнях договоров, заключенных за несколько часов. Некоторые точки продаж приостанавливали работу, из-за того что кончались бланки полисов.

Теперь наступило время продлевать истекшие договоры, но ажиотажа в страховых компаниях нет. В частности, около ГАИ Восточного округа Москвы никаких очередей в июле не было, страховые агенты за пластиковыми столиками и в мобильных офисах не спеша оформляли полисы немногочисленным клиентам. А по итогам июля этого года страховщики заявили о снижении числа заключенных договоров по сравнению с прошлогодним июлем.

“Многие клиенты, по нашим оценкам до 40%, откладывают решение о пролонгации полисов “на завтра”, — говорит замгендиректора “РОСНО” Дмитрий Попов. По словам директора центра автострахования “Энергогаранта” Владимира Новоселова, в июле договор ОСАГО не продлили около 15% клиентов-физлиц. Замгендиректора Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев оценивает количество непродленных договоров в 20%. Правда, с учетом новых клиентов результат получился положительный, добавил он. А вице-президент страховой группы “НАСТА” Сергей Ефремов и вовсе считает, что перезаключается всего 30-35% купленных ранее полисов. “И это — по всему рынку. Если кто-то говорит больше — лукавит”, — уверенно заявил он. По словам Ефремова, только в некоторых “особо активных” регионах продлевается около 70% договоров.

Впрочем, первый замгендиректора “Росгосстраха” Дмитрий Маркаров не видит больших проблем: “Клиенты просто стали более взвешенно подходить к выбору даты покупки полиса”. По его словам, спад был в первой декаде июля, а во второй количество заключенных договоров превзошло показатель годичной давности. Автолюбители часто пропускают сроки техосмотра, а значит, и сроки страхования, поясняет замгендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов.

Пройти обязательный для автолюбителей ежегодный техосмотр без полиса невозможно. И это, пожалуй, главный стимул для большинства покупателей ОСАГО. Ведь инспекторы ГАИ, которые должны проверять наличие страховки, делают это редко, сетует Попов из “РОСНО”. Гендиректор “Согласия” Игорь Жук, например, пожаловался “Ведомостям”, что за прошедший год его ни разу не попросили предъявить полис. “Народ будет страховаться, если поверит в ОСАГО или поймет, что кара [за отсутствие полиса] неминуема. Выгоды ОСАГО никто пока не понял, а контроль стал послабее”, — считает он.

Но начальник отдела административной практики и дознания Главного управления ГИБДД Владимир Кузин так отвечает на упреки в пассивности: “Инспектор проверяет наличие полиса при проверке всех остальных документов. Специальных рейдов по ОСАГО мы не проводим. Отсутствие стикера на лобовом стекле не является основанием для остановки автомобиля, а наличие или отсутствие полиса ОСАГО не влияет на безопасность движения”. Основной контроль за страхованием осуществляется при прохождении техосмотра, отметил Кузин.

“Если ситуация с контролем [со стороны ГАИ] не изменится, сборы страховщиков в этом году будут ниже, чем в прошлом”, — прогнозирует Жук. А заместитель исполнительного директора Российского союза страховщиков Борис Циклис рассказал, что союз обсуждает с ГАИ возможность проведения месячника по безопасности движения, в ходе которого планируется проверять и наличие страховок.

Но нежелание автолюбителей продлевать полисы объясняется не только отсутствием каждодневного контроля. Ефремов из “НАСТА” напоминает, что Госдума в сентябре этого года обещала вновь рассмотреть поправки в закон об ОСАГО. В частности, обсуждалось введение льготы для пенсионеров, имеющих отечественный автомобиль старше пяти лет, увеличение бонуса за безаварийную езду и т. д. “Все эти рассуждения заставляют клиентов откладывать покупку нового полиса”, — говорит Ефремов. А Уфимцев из ВСК напоминает о удорожании страховки в случае аварии по вине страхователя (одна авария добавит к цене 55%) — такие клиенты пытаются перейти в другие компании или вообще не покупать полис.



Ведомости