06.08.2004

За компанию. Прокуроры обвиняют "Волготанкер" в неуплате налогов



Ирина Резник
Глеб Столяров
Ольга Федотова

САМАРА — Самарская прокуратура обвинила “Волготанкер” в неуплате налогов на 300 млн руб. В компании уверены, что пострадали из-за крупнейшего клиента — НК “ЮКОС”, чья деятельность уже давно находится “под колпаком” у правоохранительных органов.


“Волготанкер” – крупнейшее пароходство в европейской части России. Он обеспечивает 70% рынка речных перевозок и более 10% экспорта темных нефтепродуктов. В его флоте 353 судна с общей грузоподъемностью 1,2 млн т. До 2000 г. “Волготанкер” контролировался “ЮКОСом”. Сейчас более 60% его акций принадлежит офшорам, близким к менеджерам – выходцам из нефтяной компании, а 20% – у государства. В 2003 г. “Волготанкер” перевез около 10,5 млн т нефти и нефтепродуктов, его выручка за 2003 г. – 4,2 млрд руб.; чистая прибыль – 11 млн руб. Крупнейшие клиенты “Волготанкера” – “ЮКОС” (35% всех перевозок), “ЛУКОЙЛ”, ТНК-BP, “Татнефть” и “Башнефть”.

Как сообщила “Ведомостям” представитель прокуратуры Самарской области Резеда Абдуллина, 4 августа ее ведомство возбудило уголовное дело по статье 199 “Сокрытие налогов” в отношении компании “Волготанкер”. Она не раскрыла детали дела, но зампрокурора Самарской области Юрий Пономарев пояснил “Интерфаксу”, что “Волготанкер” подозревается в уклонении от уплаты налогов на 300 млн руб. в период с 2002 по 2004 г. “Уголовное дело было возбуждено по результатам доследственной проверки”, — говорит Пономарев.

Замгендиректора управляющей компании “Волготанкер-АМС” Евгений Артюхов уверяет, что подробности этих обвинений руководству компании не известны. По его словам, в “Волготанкере” никто с постановлением прокуратуры о возбуждении уголовного дела не ознакомлен.

“Мы готовы сотрудничать с прокуратурой, предоставить им документы и организовать встречи с нашими сотрудниками, — уверяет Артюхов, — ведь мы уверены, что "Волготанкер" чист”.

А исполнительный вице-президент “Волготанкера АМС” Андрей Азаров не сомневается, что налоговые обвинения против его компании связаны с делом ее крупнейшего клиента — “ЮКОСа”. Да и в прокуратуре не скрывают, что “Волготанкер” попал в поле ее зрения именно в связи с “делом “ЮКОСа”. По словам Юрия Пономарева, недавно в офисе “Волготанкера” был проведен обыск “по другому делу, связанному с нефтяной компанией”. Генпрокуратура обвиняет владельцев “ЮКОСа” в экономических преступлениях, а МНС требует от компании доплатить налоги на $7 млрд, причем половина этой суммы уже доказана в суде.

Близкий к Генпрокуратуре источник предполагает, что обыск в “Волготанкере” мог быть связан с делом, которое это ведомство возбудило в июле по факту уклонения от уплаты налогов “ЮКОСом” в 2001 г. с использованием мордовского трейдера “Фаргойл”. Он напоминает, что в рамках этого дела правоохранительные органы начали следственные действия в отношении многих связанных с “ЮКОСом” компаний, например 4 августа прошли обыски в подконтрольной “ЮКОСу” московской IT-компании “Сибинтек”.

Между тем другие клиенты “Волготанкера” в панику не впадают. В ТНК-ВР считают, что им пока не о чем беспокоиться. А источник в “ЛУКОЙЛе” уверен, что налоговые претензии против “Волготанкера” никак не отразятся на операционной деятельности нефтяной компании. “Это, безусловно, связано с делом "ЮКОСа", но вряд ли деятельность "Волготанкера" остановится совсем”, — говорит менеджер “ЛУКОЙЛа”. С представителями конкурентов “Волготанкера” связаться не удалось. Но сотрудник одной из фрахтовых компаний полагает, что, если правоохранительные органы заблокируют работу “Волготанкера”, конкурирующие с ним перевозчики просто физически не смогут забрать нефть его клиентов на свои корабли. “Такие объемы никто не поднимет”, — говорит он.

Эксперт агентства Argus Михаил Перфилов отмечает, что на долю “Волготанкера” приходится 70% речных перевозок в России. “Поэтому в случае возникновения проблем у "Волготанкера" в период навигации, это негативно скажется на деятельности нефтяных компаний, чье производство расположено в бассейне Волги”, — отмечает он. Аналитик банка “Зенит” Сергей Суверов соглашается, что, если прокуратура примется за “Волготанкер” всерьез, это может привести к дисбалансу на топливном рынке России.



Ведомости