06.08.2004

Госдума приняла в третьем чтении закон об ограничении рекламы пива



Вчера Госдума приняла в третьем чтении закон "О рекламе", предусматривающий значительное ограничение рекламы пива в СМИ. При необходимых 226 голосах принятие документа поддержали 439 депутатов.

Согласно принятому закону, любая реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна содержать информацию о том, что их употребление влияет на достижение человеком успеха в жизни. Напоминаем также, что в рекламе запрещено указывать на безвредность или положительные терапевтические свойства пива, кроме того, она не может быть ориентирована на несовершеннолетнюю аудиторию. Законом оговаривается, что реклама пива не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7.00 до 22.00 часов. В роликах запрещается использовать образы людей и животных, в том числе и в анимационной форме. Запрещается также распространение рекламы напитка в детских, образовательных, медицинских, оздоровительных, спортивных организациях и организациях культуры, а также ближе 100 метров от них.

Известно, что Российский футбольный союз и Федерация хоккея России написали в правительство и администрацию президента письмо, в котором подчеркивают, что запрет на размещение рекламы пива на спортивных сооружениях, а также во время радио- и телевизионных трансляций приведет к тому, что Россия не сможет проводить у себя крупнейшие международные соревнования.

Окончательно вопрос будет решаться в Совете Федераций, где, как еще надеются многие, будет принято решение о его доработке.

Известные рекламисты так прокомментировали Sostav.ru принятие закона:

Александр Можаев (РА McCann Erickson): К сожалению, принятие закона ставит очень много вопросов на которые я не знаю ответа. Как быть с логотипами или анимацией, на которых находятся те самые "образы"? Непонятно, как быть с рекламой в парках и местах отдыха, не говоря уж о спортивных и культурных мероприятиях, которые традиционно спонсируются пивными компаниями? Если понимать выражения закона буквально, по словарю, то значит, голос за кадром и после 22-00 часов использовать нельзя.

Мне не понятны, также, многие нюансы и быстрота, с которой принимаются подобные законы. До сих пор существовали некоторые инициативы, с которыми выступали рекламисты, но понятно, что та и другая сторона находятся в разных весовых категориях. Пока законодательством закон до конца не проработан, я не вижу, каким образом рекламисты смогут повлиять на ситуацию.

Кирилл Смирнов (РА DDB Russia): Я кричу: "Кто здесь?". Нет, правда, давайте дождемся окончательной редакции в Совете Федераций - только тогда можно будет говорить о чем-либо конкретном. Пока горячку пороть рано. Меня лично ничего не пугает - посмотрим, что будет. А будет только интересно! Вы только подумайте: 60 брендов рекламируется! - и все "с образами людей и животных"! Можете себе представить, как сейчас креативная мысль заработает?! Мы ведь и не в таких переделках бывали, нас уже ничем запугать нельзя. Рекламодатели тех брендов, за которые мы отвечаем, уже получили от нас некоторые рекомендации. Так что, я уверен - все будет в порядке!

Илья Слуцкий (РА FCB МА): Мое отношение негативное. Я считаю, что это желание принять в очередной раз нечто популистское, вопреки здравой логике и совершенно не задумываясь о последствиях. Понятно, что подобными желаниями грешат парламентарии всех стран, но должен же у уважаемых депутатов присутствовать какой-то здравый смысл! Кто сейчас будет компенсировать эти потерянные миллионы долларов, вкладываемые и в спортивные мероприятия и в трансляции передач телевидения…? Тем более, что статистически доказано, что реклама влияет не на потребление пива, а только на перераспределение долей между марками. На принятое решение могло повлиять что угодно - популизм, торг, вымогательство… - я не знаю. Такое впечатление, что они рекламу наркотиков запрещали, а не пива.

"Ограничения, налагаемые на рекламу пива как напитка ни в коей мере не касается рекламы самих производителей пива", - заявила Sostav.ru Вице-спикер Госдумы РФ Любовь Константиновна Слиска, - Трансляции спортивных мероприятий, спонсорами которых традиционно выступают пивоваренные компании, такие как Чемпионат России по футболу или состязания УЕФА - ни в коей мере не пострадают, поскольку никаких запретов на рекламу производителей пива нет.
Сейчас рабочая группа уже закончила свою работу. Но вопрос ограничения рекламы пива лишь первый из обсуждаемых "рекламных" вопросов. К обсуждению регулирования вопросов этики в рекламе различных производителей товаров и услуг рабочая группа вернется осенью".