09.08.2004

Молчаливое несогласие



Группа абонентов отечественной сотовой связи планирует устроить 2 сентября акцию протеста против мобильных операторов. Они призывают всех россиян отключить мобильники на пару часов, чтобы компании прислушались к ним. И операторы, и бывалые борцы за качественную связь уверены в бесперспективности этой акции.

Недовольные абоненты предъявляют мобильным операторам обширный список требований. Они недовольны качеством связи и уровнем сервиса в целом, высокими тарифами, а также тем, что нельзя сохранять за собой номер, меняя оператора. Их не устраивает и ассортимент дополнительных услуг, несмотря на то что он постоянно расширяется. Примечательно, что сами мобильные операторы признают большинство этих претензий и утверждают, что готовы исправить их в неопределенном будущем.

В Обществе потребителей мобильной связи, которое уже провело несколько подобных акций, увенчавшихся «конструктивным» дискуссиями между абонентами и операторами, относятся к инициативе самородков достаточно скептически.

«Поддерживать акцию будет крайне мало людей по причине пофигизма большинства населения России, а оператору это молчание – как слону дробина, – считает Андрей Тимошин, представитель этого общества. – В России нет пока настолько уважительной причины, чтобы протестовать: тарифы у нас довольно низкие по сравнению с той же Европой, GPRS один из самых дешевых, качество приемлемое».

Господин Тимошин ратует за более конструктивную критику и конкретные действия: встречи с представителями операторов, тестирование услуг и покрытия, а также анкетированием населения.

В МТС считают подобные акции абонентов очередным способом развлечения. Представители этой компании считают, что у подобного рода волеизъявления нет конкретной цели. Андрей Брагинский, директор по внешним связям ОАО МТС: «Мода на протесты против сотовых операторов в мире заняла место популярных до последнего времени акций flash mob: люди в определенный момент собираются вместе и выполняют какие-нибудь абсурдные действия».

«На самом деле понятно, что сотовая связь стала совершенно необходимым атрибутом современной жизни, и отказаться от нее даже на пару часов будет непросто. К тому же именно 1-2 сентября бывает одна из самых высоких нагрузок на сеть за год – дети идут в школу, люди возвращаются из отпусков и так далее», – отмечает господин Брагинский. Он сомневается, что в такой день много людей поддержат эту акцию, но в основном соглашается с законностью требований бастующих.

«С большинством тезисов нельзя не согласиться – для МТС постоянным приоритетом являются повышение качества связи и уровня абонентского сервиса, расширение ассортимента тарифных предложений и услуг. Некоторые требования, например, о передаче телефонного номера в собственность абонента, трудновыполнимы с технической и организационной точек зрения.

Такие вопросы не могут решаться на митингах», – говорит он.

Директор по связям с общественностью «Вымпелкома» (торговая марка «Би Лайн») Михаил Умаров в отношение акции протеста солидарен с представителем МТС. «К этой акции мы относимся совершенно спокойно. С нашей точки зрения, очень правильно и хорошо, что зарождается такое потребительское движение, но всё же диалог должен быть более конструктивным, – подчеркивает господин Умаров. – Утверждение, что в России высокие высокие тарифы, оказывается безосновательным, если посмотреть на другие страны. К тому же тот факт, что в июле подключилось более 3 млн, сам говорит за себя».

В «Мегафоне» вообще считают такие акции бессмысленными. «Это дань мировой моде, Италия – мировой лидер мобильной связи, там тоже устраивали забастовку (в середине июля, митингующие ничего не добились. – «Газета.Ru»), видимо, желали добиться снижения тарифов, хотят еще дешевле, – заявил Сергей Содатенков, генеральный директор «Мегафона». – Мне не совсем понятно, чего они хотят добиться этой акцией. Снижения тарифов? Но оно и так происходит, потому что идет серьезная конкуренция между операторами. Повышения качества? Но мы и так строим базовые станции».

Александр Арнаутов, генеральный директор Уральского GSM (торговая марка «Мегафон»), настроен ещё более скептически: «Если организаторы акции стремятся нанести убытки операторам, то у них это вряд ли получится, – ну, помолчат люди сегодня, а завтра – послезавтра «доберут» это время».

«В первую очередь телекоммуникационный сервис – это бизнес, который должен себя окупать, – отмечает Константин Чернышев, замначальника аналитического отдела ИК «НИКойл». – Разумеется, нет предела совершенства и претензии у абонентов, наверное, будут всегда: например, стопроцентного покрытия в России не будет никогда – это никому не выгодно. Однако как и представители сексуальных меньшинств, абоненты имеют право высказывать своё мнение в любой форме, установленной законом».

Газета.RU