09.08.2004

IT-крах 2000 года не повторится



Бумаги Yahoo упали так, что на рынке перепугались и вспомнили о многомиллиардных потерях в 2000 году. Но страшного пока ничего не произошло: обстановка в интернете с тех пор сильно оздоровилась.

Индекс Nasdaq Composite достиг годового минимума (в четверг он упал на 1,8%, до 1821,63). Продолжающееся в последние месяцы снижение главного технологического индекса США и не сбывающиеся прогнозы относительно прибылей технологических компаний породили слухи о повторении краха «виртуальной экономики» в 2000 году, когда лопнувший пузырь интернет-бума превратил в пыль миллиарды долларов.

Некоторые симптомы, имевшие место в 2000 году, наблюдаются и сейчас. Во-первых, крупнейшая интернет-компания Yahoo (ее можно считать условным индикатором всего стостояния IT-рынка) в последние пару лет уверенно и быстро росла, опережая прогнозы и ожидания. Во втором квартале текущего года Yahoo продемонстрировала высокую прибыль – капитализация выросла на 121%, доходы – на 89,5%. Акции Yahoo стремительно дорожали – на 50% за второй квартал. А 30 июня ценные бумаги интернет-портала и вовсе достигли 52-недельного максимума ($36,51)

Однако состояние Yahoo в третем квартале оказалось неутешительным, не дотянув до средних прогнозов аналитиков, которые и без того предсказывали снижение выручки от рекламы во втором полугодии 2004 года. И вот в четверг Yahoo упала на 4,25%. Ситуация напоминает модель конца девяностых, как раз перед крахом виртуальной экономики Тогда тоже все начиналось с того, что результаты деятельности компаний интернет-индустрии на протяжении длительного времени опережали все прогнозы. Как выяснилось впоследствии, компании намеренно занижали собственные прогнозы, а также сливали этим самым аналитикам неверные данные о своей доходности. Официальные результаты оказывались неизменно выше, и акции взлетали в цене. Чем это закончилось, всем хорошо известно.

Новая авантюра с Yahoo происходит накануне IPO другого лидера интернет-сектора – поисковика Google. С одной стороны, рынок подогрет ожиданиями, когда же наконец и по какой цене Google разместит свои акции. Ажиотаж свидетельствует о вере инвесторов в Google. Однако может случиться, что реальная ценность поисковика (сам он оценивает себя в $36 млрд, а IPO осуществляет на $3,3 млрд.) cущественно завышена.

Дело в том, что в руках менеджера и первичных акционеров Google сосредоточен большой пакет (на 10,5 млн), а всего на 30 млн ценных бумаг было распределено с помощью эмиссии, которая не была должным образом зарегистрирована в комиссии по биржам и ценным бумагам США (SEC). Если суд признает нынешних владельцев эмитированных акций законными («Газета.Ru» подробно писала об этой возможности), то на рынок в одночасье обрушится поток акций Google, за которым неизбежно последует обвал котировок. Настораживает и тот факт, что в течение 2001-2004 годов Google выдал своим сотрудникам и консультантам опционов на 5,6 млн акций. Практика опционов вместо денежных вознаграждений была типичной в конце 90-х, стимулируя искусственное повышение курса ценных бумаг интернет-компаний

Но существуют и положительные признаки, свидетельствующие, что говорить о повторении весны 2000 года пока рано. Из ключевых можно напомнить только что состоявшуюся продажу испанской Terra корейскому Daum Communications портала Lycos. Сумма сделки составила $540 млн, а покупали Lycos как раз накануне краха интернет-бума весной 2000 года за $12,5 млрд. То, что испанцы продали портал менее чем за 5% цены, по которой его покупали, свидетельствует, что рынок стал более сбалансированным прагматичным.

Второй положительный фактор можно найти в докладе, обнародованном агентством JupiterResearch о перспективах рекламного рынка в интернете. По мнению агентства, в 2007 году на рекламу в интернете будут тратить столько же, сколько на рекламу в журналах, а в 2008 г. – еще больше. В этом году, по подсчетам JupiterResearch, на онлайновую рекламу будет потрачено $8,4 млрд, а на журнальную –$12,2 млрд.

Наконец, с оптимизмом рынок воспринял новость от компании Ipsos-Reid. В 2003 году число пользователей интернета в мире выросло в совокупности на 7% – самый значительный прирост за последние четыре года.

Особенно важно, что пользователей в мире прибавилось, хотя в США их стало меньше на 6%. Стало быть, интернет постепенно становится более разнородным и менее зависимым от фондовых рынков Америки

Вывод таков: повторение ситуации 2000 года сейсас маловероятно. Интернет-компании сейчас все больше оценивают по прибыли от текущей деятельности, а не по возможности роста акций. Бума как такового нет. Те, кто приносит прибыль, продолжают существовать в зависимости от своей эффективности. Те же, кто является продуктами маркетинга, рекламы и пиара, умирают.

Газета.RU