10.08.2004

Ценам на бензин дали вольную



Бензин продолжает дорожать. Последние две недели наблюдается стабильный рост цен по всей России в среднем на 0,2%. А на середину августа аналитики предсказывают новый всплеск цен. Правительство признается, что у него нет эффективных способов остановить рост внутренних цен на бензин.

Рост цен на бензин демонстрирует завидную стабильность. По данным Федеральной службы государственной статистики, две последние недели июля цены росли по 0,2% в среднем по России. В целом за июль бензин подорожал на 2,7%, а розничная цена взлетела сразу на 10%.

Средняя потребительская цена на бензин автомобильный в целом по России составила 12,38 рублей. Цена за бензин марки А-76 составила 10,67 рублей за литр, марки АИ-92 – 13,22 рублей за литр, марки АИ-95 – 14,41 рублей.

Рост бензиновых цен в июле затронул, практически, все регионы. Наиболее проблемные – Красноярский край и Петропавловск-Камчатский. В последнем только за последнюю неделю июля цены на популярные марки бензина выросли на 6,3%. Есть, правда, регионы, в которых наблюдается удешевление бензина. Но их мало, и это, в основном, крупные города, где рынок не так монополизирован, как в небольших городах. Наибольшее снижение цен на бензин наблюдалось в нефтяном Ханты-Мансийске – на 0,8%, в том числе на бензин марки АИ-92 – на 1,4%. В Москве цены на автомобильный бензин в среднем снизились на 0,2%.

Но это не меняет общей картины. С начала года бензин по стране подорожал в целом на 17,3 %. Розничная же цена растет еще быстрее – по данным Русского топливного агентства, с начала года она увеличилась в среднем на 30%.

Как пояснил «Газете.Ru» менеджер «Русского топливного агентства» Максим Назаров, достаточно длительный период времени розничные цены отставали от оптовых. Летом оптовые цены обычно повышаются на потребительский бензин и дизельное топливо. Чтобы обойти конкурентов, розничные торговцы стараются максимально долго удерживать цены – фактически за счет своей прибыли. Когда же рентабельность становится нулевой, розничные цены начинают повышать, а потребителю кажется, что цены необоснованно резко повысились.

Кроме того, отметил аналитик, розничные цены повышают в ожидании грядущего повышения оптовых цен – если оптовые цены на топливо поднимутся, а на АЗС продажа будет производиться по прежней цене, то на вырученные деньги они не смогут купить тот же объем. Назаров сообщил, что многие участники рынка уверены что в течение августа–сентября оптовые цены ощутимо подрастут.

Прогнозы аналитиков неутешительны – бензин продолжит дорожать, по крайней мере, до начала октября. Новый скачок цен на бензин начнется со второй половины августа.

На этот период приходится пик уборочной кампании и конец отпускного сезона – спрос на бензин повысится, и цена в условиях дефицита топлива взлетит к октябрю еще на 15% – до 15–17 рублей за популярные марки. А дефицит бензина в стране уже ощущается: «Держатся очень высокие мировые цены на нефть, и нефтяные компании пытаются больше вывезти на экспорт», – пояснил «Газете.Ru» аналитик по нефти и газу финансовой корпорации «НИКойл» Лев Сныков.

По словам аналитика по нефти и газу инвестиционной компании «Русские инвесторы» Андрея Громадина, практически весь внутренний рынок топлива в России контролируется интегрированными компаниями (лидеры – ЮКОС и «ЛУКойл»), которым из-за более низких внутренних цен невыгодно поставлять нефть на внутренний рынок, и на нем ощущается некий дефицит.

Поэтому, подчеркнул аналитик в беседе с «Газетой.Ru», цены на внутреннем рынке должны двигаться следом за мировыми.

Похоже, такого же мнения придерживаются и в российском правительстве. Единственный механизм, которым оно может хотя бы косвенно влиять на внутренний рынок бензина – экспортная пошлина – задействован не в полную силу. Экспортная пошлина установлена по нижней границе. Пошлина в таком размере установлена с 1 августа на два месяца, но надежд на то, что с октября она будет существенно повышена, нет. Как заявил недавно министр экономического развития и торговли Герман Греф, поднятие пошлины на нефтепродукты еще выше не сможет остановить экспорт, а только приведет к взрывной ситуации на внутреннем рынке, поскольку производители в ответ на повышение экспортных пошлин сразу повысят и внутренние цены.

А заместитель начальника отдела таможенных платежей Минфина Александр Сакович заявил недавно, что экспортная пошлина – это фискальный механизм, который не имеет ничего общего с регуляцией цен на бензин на внутреннем рынке.

Что касается другого механизма регулирования цен – нефтяной биржи, то он, по мнению Германа Грефа, в России пока не может быть реализован, так как у нас работают вертикально интегрированные компании.

Таким образом, правительство фактически признало свое бессилие или просто нежелание вмешиваться в процесс регулирования внутренних цен на топливо.

Газета.RU