10.08.2004

Авиабилеты будут дорожать



До конца года цены на авиабилеты в России будут расти в среднем на 2% в месяц. В остальном мире авиакомпании вынуждены будут поднимать цены еще быстрее. Их планы отменить в августе "нефтяной налог", введенный в мае, сменились намерением его увеличить. Причина в том, что нефть не просто не упала до $30 за баррель, как ожидали перевозчики, а уверенно держится на уровне выше $40.

Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) пересмотрела свой июньский прогноз относительно убытка авиакомпаний в этом году из-за высоких цен на нефть: он увеличен в два раза - до $6 млрд. "Наша отрасль смогла оправиться и вернуть доверие пассажиров после терактов в США, последствий атипичной пневмонии и войны в Ираке, - сказал генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни. - Однако сегодня перед нами не менее значимая угроза - растущие цены на топливо".

Как только нефть перевалила отметку в $40 за баррель, Air France, KLM, Spanair, British Airways подняли цены на всех своих рейсах в среднем на 3 евро. Некоторые авиакомпании ликвидировали убытки удвоенными темпами. Например, Qantas заявила о повышении тарифов на $4-10. Прибыльную деятельность перевозчикам, по мнению главы IATA, может гарантировать только снижение цен до $30 за баррель.

В конце мая президент Air France Жан-Сириль Спиннета сказал "Известиям", что этот нефтяной сбор просуществует лишь до августа, когда нефть опустится ниже $30 за баррель. Но глава французского национального авиаперевозчика ошибся, теперь в компании не исключают нового повышения цен.

Затраты на топливо у европейских авиакомпаний составляют около 19%. У российских же перевозчиков этот показатель значительно выше - около 32%. При этом эксперты отмечают, что рост цен на нефть на мировых биржах не сильно влияет на российских авиаторов: цены на авиатопливо в России растут медленнее. Аналитики объясняют этот факт тем, что стоимость авиакеросина достигла потолка в нашей стране еще задолго до нефтяного кризиса.

"В последние годы на внутреннем рынке стоимость авиакеросина была такой же, что и на мировом, в то время как автомобильный бензин был дешевле на 40-50%, - говорит гендиректор консалтинговой компании "Инфо-Мост" Борис Рыбак. - Зато сейчас стоимость авиакеросина в России не сильно зависит от мировых цен на нефть: стоимость тонны по-прежнему варьируется от 350 до 400 долларов".

В российском Минтрансе также считают, что проблема высоких нефтяных цен только в будущем может вызвать существенный рост цен на авиабилеты. По оценкам представителей этого ведомства, повышение тарифов на рейсах российских авиакомпаний не превысит 2% в месяц. Сдерживающим фактором для роста тарифов чиновники называют отмену квотирования на внутренних рейсах. В июне это даже привело к некоторому снижению цен на ряде направлений.

Цены на нефть стали проблемой для перевозчиков еще в прошлом году. В "Аэрофлоте" наибольший рост расходов как раз пришелся на топливо (19,3%). "Расходы от высокой нефти будут существенными и в этом году, поэтому при большом росте выручки мы не ожидаем, что чистая прибыль "Аэрофлота" в 2004 году серьезно увеличится по сравнению с 2003 годом", - сказали в "Аэрофлоте".

Национальный российский авиаперевозчик не повышал летом свои тарифы. Из-за высоких цен на авиатопливо "Аэрофлот" просто изменил 1 июля собственный курс доллара при расчетах за авиабилеты с 30 до 31,5 рубля за доллар, что увеличило тарифы на международных рейсах на 5%. Однако в пресс-службе компании сказали, что сегодня "Аэрофлот" уже не исключает возможного повышения тарифов, если рост цен на нефть не остановится.

Что касается других перевозчиков, то они стараются проводить плавную политику по повышению цен в течение всего года. "Мы не можем работать себе в убыток и вынуждены увеличивать тарифы так же, как и другие перевозчики, - говорит директор по связям с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал. - Но у нас разработан план постепенного повышения цен, чтобы резкими скачками не отпугнуть пассажира".

Известия