10.08.2004

Россияне о пиве, водке и рекламе



В последнее время тема допустимости рекламы спиртных напитков находится в фокусе внимания политиков. В ходе опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), было выявлено отношение россиян к рекламе алкоголя, а также их мнение относительно того, влияет ли такая реклама на выбор потребителей, прежде всего молодежи, в пользу алкоголя.

Наиболее популярным напитком россияне назвали пиво - 47% опрошенных пили его хотя бы раз на протяжении последнего года; за пивом следует вино (33%) и водка (еще 33%). Коньяк предпочитает 6% россиян, еще 1% респондентов - виски. Более четверти опрошенных (27%) отметили, что вообще не употребляют алкогольные напитки. При этом среди молодежи уровень потребления спиртных напитков существенно выше, чем в старших возрастных группах: лишь 9% респондентов в возрасте 18-24 года указали, что не употребляют спиртные напитки. Подавляющее же большинство употребляет пиво (75%), меньше половины - вино (41%), пятая часть - водку (21%).

В более старших возрастных группах доля употребляющих спиртные напитки несколько снижается, изменяются и потребительские предпочтения. Так, в возрастной группе 35-44 лет доминирующим напитком остается пиво (50%), а на второе место выходит водка - уже 43%.

Пиво также чаще предпочитают материально обеспеченные, по российским меркам, респонденты, у которых уровень среднедушевых доходов превышает 5000 руб. (66% из них отметили, что чаще всего употребляют пиво). Представители этой группы чаще выбирают дорогие спиртные напитки - коньяк (22%) и виски (19%).

При выборе алкогольного напитка подавляющее большинство россиян (71%) опирается на собственное мнение. Более четверти опрошенных (27%) - на мнение родственников и друзей. Воспользоваться консультациями продавца склонны 8% опрошенных. Реклама на телевидении является решающей при выборе того или иного алкогольного напитка всего лишь для 5% опрошенных. Еще меньше тех, кто ориентируется на рекламу в печатных изданиях, наружную рекламу, рекламу в местах продаж (1%,1%,2% соответственно).

Мнение своей референтной группы (друзей, родственников, знакомых) более значимо в молодежных возрастных группах: для 31% респондентов в возрасте 18-24 года и 36% - в возрастной группе 25-34 года. Существенно более значимо для молодых россиян влияние телерекламы - его отметили 13% представителей группы 18-24 лет, в остальных же возрастных группах доля тех, кто восприимчив к телерекламе, не превышает 6%.

Среди основных причин злоупотребления спиртными напитками россияне назвали, прежде всего, желание снять стресс и напряжение (38%), безделье (37%), отсутствие "силы воли", слабохарактерность (29%), неуверенность в завтрашнем дне (25%) , а также влияние ближайшего окружения (23%). Влияние рекламы в качестве основной причины злоупотребления спиртных напитков назвали лишь 8% россиян. В молодежных возрастных группах чаще в качестве таковых причин называют безделье, ("нечем заняться в свободное время") (45%), желание снять стресс, или желание поднять настроение (41%). В более старших возрастных группах - 35-44 лет и 45-59 лет - помимо желания снять стресс, (по 42%) чаще называют неуверенность в завтрашнем дне (32% и 30% соответственно).

По-разному видят причины злоупотребления спиртными напитками респонденты с различным уровнем материального положения. Так, если половина опрошенных (50%) с уровнем среднедушевых доходов свыше 5000 руб. в качестве такой причины видят желание снять стресс, напряжение, то респонденты из низкодоходных групп (уровень среднедушевых доходов меньше 1500 руб.) более склонны объяснять это тем, что нечем заняться в свободное время (43%).

Что касается рекламы спиртных напитков, то здесь россияне демонстрируют скорее сдержанные оценки. Большинство опрошенных согласны с тем, что такая реклама может заставить употребляющих алкоголь пить больше (61% в той или иной степени согласны с этой позиций, против - 24%), а также побуждает попробовать алкоголь впервые (75% согласны с этим утверждением, 12% - не согласны). В то же время россияне считают допустимой размещение рекламы спиртных напитков на телевидении в тех случаях, если такую рекламу будут показывать только в ночное время - с 22.00 до 7.00 (69% скорее согласны, 15% - скорее нет), только с предупреждением Минздрава о вредности злоупотребления спиртными напитками (61% - скорее согласны, 22% - скорее нет) и она не должна быть адресована молодежи (82% - скорее согласны, 8% - скорее нет).

При соблюдении этих условий почти половина (49%) россиян не возражали бы против показа по телевидению рекламы алкогольных напитков. Еще более четверти опрошенных респондентов (27%) не возражали бы против такой рекламы, если бы она не прерывала художественных и культурно-образовательных программ, 16% - если бы она была короткой. Общероссийский опрос проведен 17-18 июля 2004 года в 100 населенных пунктах 39 областей, краев и республик России. Опрашивалось 1539 чел., интервью по месту жительства. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

REGIONS.RU