12.08.2004


"Если менеджер не разбирается в нюансах, ушлый футбольный люд его тут же раздавит"



Российские бизнесмены вкладывают в футбол серьезные деньги. Но сделать профессиональный футбольный клуб прибыльным предприятием чрезвычайно сложно. В беседе с корреспондентом ГАЗЕТЫ Ольгой Левичевой генеральный менеджер ФК «Москва» Юрий Белоус сказал, что для этого необходимо прежде всего соответствующее состояние макроэкономики и создание привлекательного бренда.

'Я не верю, когда мне говорят, что может прийти некий хороший менеджер со стороны и сразу начать заниматься футболом'

- Насколько менеджер может влиять на спортивные результаты команды?
- Очень существенно. Дело в том, что менеджмент команды, по сути дела, занимается всеми ключевыми вопросами, начиная от подбора главного тренера, поиска футболистов и заканчивая раскручиванием бренда.

Можно выделить два основных направления работы генерального менеджера. Первое - строительство клуба как такового: инфраструктура, материально-техническая база (то есть стадион, офис), создание хорошей маркетинговой, финансовой службы и так далее. Второе направление – непосредственно спортивное. Казалось бы, это разные вещи, но тесно взаимосвязанные.

- Все-таки спорт и финансы - это действительно разные вещи. Какое образование и опыт должны иметь люди, которые хотят управлять спортивным клубом?
- Лично я до того, как два года назад пришел в профессиональный футбол, много лет занимался вещами, связанными с околофутбольной деятельностью. Начиная с 1995 года проводил всякие футбольные турниры, в том числе международные, занимался организацией выставок, издавал футбольный журнал «Футбол-маркет».

В какой-то момент стало очевидно, что нужно повышать квалификацию менеджеров, а не только тренеров. Я увидел, что для реализации моих идей и решения задач, которые я ставлю перед своими сотрудниками, перед компанией, нужны квалифицированные специалисты со знанием базовых технологий, компьютера, иностранных языков и обязательно с пониманием специфики футбола.

Мы вместе с МЭСИ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики) создали учебное заведение, которое называется Высшая школа футбольного менеджмента.

Я не верю, когда мне говорят, что может прийти некий хороший менеджер со стороны и сразу начать заниматься футболом. Предположим, такой человек может грамотно составить бюджет клуба, но, если он не разбирается в нюансах, ушлый футбольный люд его тут же раздавит. Если он не отличает хорошего игрока от плохого, у него будут серьезные проблемы в подборе кадров, и его обманут.

Задача найти главного тренера почти целиком лежит на генеральном менеджере. Он должен провести очень серьезный анализ: чего добился тренер, насколько он образован как специалист, насколько амбициозен. Тренер должен быть хорошим педагогом и психологом, ему должны верить футболисты, он должен быть мобилен, способен при необходимости от матча к матчу менять тактику. Генеральный менеджер должен оценить, есть ли эти качества у того или иного тренера.

'На сегодняшний день ни о какой прибыли в профессиональном футболе в нашей стране речи быть не может'

- Очевидно, что профессиональный клуб как коммерческое предприятие должен получать прибыль. Насколько размер прибыли связан со спортивными результатами команды?
- На сегодняшний день ни о какой прибыли в профессиональном футболе в нашей стране речи быть не может. Но при правильном менеджменте возвращать вложенные деньги легче.

Вообще основная часть денег в российский футбол приходит из нескольких источников: средства, которые акционеры дают на развитие клуба, спонсорская поддержка и продажа футболистов.

Футбольный клуб «Москва», правопреемник «Торпедо-Металлурга», три года подряд занимал 14-е место в чемпионате России. Этот результат позволял остаться в премьер-лиге, но команда была аутсайдером, и не было ни одного желающего стать ее спонсором. Сейчас мы занимаем 7-е место в турнирной таблице. Наша маркетинговая служба проводит серьезные акции, чтобы привлечь болельщиков, к нам проявляют интерес, следовательно, нам стало проще искать спонсоров.

Есть и четвертая составляющая доходов клуба – это продажа билетов на матчи, сувениры с клубной символикой. Но на сегодняшний день у российских команд доход от этого незначительный. Например, за весь прошлый год мы продали билетов на наши игры на сумму в 10 раз меньше, чем лондонский «Арсенал» продает на один свой матч, так как у них самый дешевый билет стоит порядка 40 фунтов, а у нас в пересчете - 0,25 фунта. Не говоря уже о посещаемости…

Трансферные сделки с футболистами – это очень интересная статья дохода.

В идеале мы покупаем кого-то по одной цене, раскручиваем его, а потом можем продать по цене в несколько раз выше. Так, за купленного нами аргентинца Бракамонте сейчас нам предлагают в 3-5 раз больше. Тут очень важно, чтобы тренер успешно работал с футболистом, потому что может получиться так, что мы купили игрока за 300 тысяч, а продать можем только за 100. В таком случае уже мы должны спрашивать у тренерского штаба, в чем дело.

- А вы планируете продать Бракамонте?
- Нет. Прибыль не является для нас первоочередной задачей. Акционеры ФК «Москва» не рассматривают клуб как прибыльный бизнес. Во всяком случае пока. Они прекрасно понимают, что финансовые потери неизбежны. И только, может быть, когда вырастет экономический уровень страны, футбольный клуб будет приносить прибыль.

'У людей, болеющих за один клуб, появляется чувство сопричастности'

- Если клуб не приносит прибыль, ради чего тогда в него вкладывают деньги?
- Прежде всего это социальная ответственность. За большинством клубов стоят серьезные корпорации: за нашим клубом - 'Норникель', за «Спартаком» - ЛУКОЙЛ, за «Динамо» - «Федком Инвест», за «Кубанью» - «Сибал» и так далее. Успешные корпорации понимают, что надо не только класть прибыль себе в карман, но и вкладывать деньги в спорт. Футбол – это социально значимый вид спорта, народ любит футбол. На футбольные матчи в VIP-ложу приходят и премьер-министры, и мэры, и губернаторы. У людей, болеющих за один клуб, появляется чувство сопричастности - таким образом завязываются нужные контакты.

Кроме того, на эти деньги содержатся детские спортивные школы: у каждого клуба минимум по 300 детей, к тому же строятся новые футбольные поля и так далее.

Может быть, сложно понять, почему надо тратить деньги на футбол, но это позиция тех людей, которые уже добились определенного социального и финансового успеха, и теперь им интересно заниматься футболом. Почему Роман Абрамович летает на матчи ЦСКА, который он частично финансирует? Я видел его неоднократно не только на матчах «Челси», но и ЦСКА, и было очевидно, что он получает удовольствие. Футбол - это адреналин, непредсказуемость, драматургия.

- Что нужно клубу, чтобы иметь положительный или хотя бы нулевой баланс?
- Прежде всего сильный бренд.

Бренд должен быть привлекательным, тогда спонсоры захотят вкладывать деньги, а болельщики ходить на матчи и покупать футболки ФК «Москва».

Например, больше всего туристов ездит в Америку, потому что Америка – это фантастический бренд, который последние 80 лет очень активно раскручивается. А в Россию мало кто хочет ехать, потому что это пока еще малопривлекательный бренд.

Почему при прочих равных условиях футболист предпочитает поехать играть в Барселону? Потому что Испания - более привлекательный бренд, чем Россия. Поэтому нам нужно заплатить гораздо большую сумму, чтобы привлечь футболиста.

В вопросе создания бренда нельзя рассчитывать только на спортивный результат. Вот, например, московское «Торпедо» из «Лужников» последнее время хорошо играет: сейчас они на втором месте, долгое время были на первом, тем не менее на их игры ходит меньше болельщиков, чем на игры «Спартака» и «Динамо», которые играют значительно хуже. Это очень инертный механизм. Чтобы болельщики приходили, надо не только угадать с брендом, но и правильно его раскручивать.

Газета