12.08.2004


MENATEP все спишет. Государству не много останется



Вчера НК ЮКОС объявила о получении уведомления о дефолте по кредиту на $1,6 млрд, который был выдан компании ее крупнейшим акционером Group MENATEP. Теперь ежемесячная выручка ЮКОСа, составляющая около $1,8 млрд, сократится на $100 млн – эта сумма будет уходить Group MENATEP, не доходя до российских счетов ЮКОСа, на которые наложен арест. При этом крупнейшими совладельцами Group MENATEP являются Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин и Василий Шахновский. Таким образом они фактически прекратили борьбу за компанию в ее нынешнем виде.


       Объявление о дефолте ЮКОС распространил в 18.50 – за десять минут до окончания торговой сессии на ММВБ. За оставшееся время бумаги компании, и так упавшие за вчерашний день на 4%, успели подешеветь еще на 8%. В своем заявлении ЮКОС сообщает, что уведомление было получено 6 августа: "В результате объявления дефолта кредит в дальнейшем должен выплачиваться в соответствии с требованиями банка-агента". Group MENATEP отказалась комментировать заявление ЮКОСа, но, по данным Ъ, группа не намерена требовать немедленного погашения кредита. Залогом по нему являются 75% выручки по ряду экспортных контрактов компании. Эти средства – около $100 млн в месяц – будут списываться с зарубежных счетов, на которые идут средства за проданную нефть. Аналогичным образом в начале июля поступил консорциум банков во главе с Societe Generale: после того как он объявил ЮКОСу дефолт, он начал списывать с зарубежных счетов компании по $40 млн в месяц.


       Совладелец Group MENATEP Михаил Брудно (ему принадлежат 7% ее акций, другими крупнейшими совладельцами являются Михаил Ходорковский, Платон Лебедев, Леонид Невзлин и Василий Шахновский) назвал Ъ этот шаг группы вполне разумным: "Я не принимаю участия в деятельности группы, для этого есть ее руководство. Но теперь понятно, что у Group MENATEP как кредитора ЮКОСа нет никаких оснований надеяться на то, что этот кредит будет возвращен". Объявив дефолт по своему кредиту, Group MENATEP фактически отказалась от борьбы за сохранение компании в ее нынешнем виде с нынешним составом акционеров и перевела себя в разряд обычных кредиторов.


       Таким образом, попадающая в Россию ежемесячная выручка ЮКОСа теперь снизилась до $1,7 млрд. Источник Ъ в компании объяснил, что, если бы на нее не был наложен арест, $925 млн уходило бы на выплату текущих налогов и экспортных пошлин, $250 млн – на оплату транспортировки нефти по "Транснефти", железной дороге и водным транспортом, $400 млн – на добычу нефти и ее переработку. Однако теперь у ЮКОСа нет этих денег: по утверждению пресс-секретаря компании Александра Шадрина, списание средств происходит со всех ее счетов, в том числе и транзитных, через которые добывающие подразделения ЮКОСа получали средства от продаж нефти на экспорт. В результате приостановлены даже текущие налоговые платежи.


       Сейчас с компании взыскано около $1 млрд из начисленных ей $3,4 млрд налоговых недоимок за 2000 год. Однако в таком режиме, без оборотных средств, компания не сможет просуществовать два месяца, которые необходимы для того, чтобы судебные приставы изъяли у нее всю требуемую сумму.


       Пресс-секретарь Государственного таможенного комитета Ирина Скибинская заявила Ъ: "Все таможенные платежи ЮКОС проводит в срок, у компании перед таможенными органами нет никаких задолженностей". В ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) Ъ также заявили, что на сегодняшний день ЮКОС не имеет задолженности за железнодорожные перевозки. "Все контракты профинансированы на шесть дней вперед,– уточнили в РЖД,– и мы пока не знаем о каких-либо проблемах нефтекомпании с оплатой перевозок". Тем не менее в РЖД подтверждают, что ведут консультации с руководством ЮКОСа о действиях в случае возникновения неплатежеспособности компании. "ЮКОС является для нас стратегически важным клиентом, постоянно наращивающим объемы перевозок,– констатируют в РЖД.– И мы, безусловно, не остановим обслуживание нефтекомпании, даже если она временно не сможет платить по счетам".


       Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев тоже считает, что проблемы с грядущими неплатежами ЮКОСа преувеличены: "Сама компания не платит нам за прокачку – это делают ее дочерние предприятия, их счета не арестованы, платят они исправно, претензий к ним нет". Однако, по словам Александра Шадрина, теперь и у дочерних предприятий ЮКОСа практически не осталось средств, чтобы оплачивать транспортировку и экспорт нефти. Однако он отказался делать предположения, когда дочерние предприятия ЮКОСа перестанут платить за транспортировку нефти и таможенные платежи.


       За ЮКОС это сделал Сергей Оганесян – председатель Федерального агентства по энергетике (ФАЭ), бывший вице-президент НК "Роснефть". Он вчера заявил журналистам, что снижение добычи и экспорта ЮКОСом может начаться уже в августе, поэтому необходима "разблокировка счетов ЮКОСа для продолжения работы компании в нормальном режиме хотя бы на этот месяц". ФАЭ оповестило о своей позиции Минпромэнерго (агентство входит в его состав), которое, по словам господина Оганесяна, "поставило правительство в известность о том, что любые действия, которые будут предприниматься (в отношении ЮКОСа.– Ъ), должны исходить из того, чтобы не допустить остановку скважин".


       Аналитики инвесткомпаний сомневаются в том, что вышестоящее руководство господина Оганесяна прислушается к его словам. По словам аналитика ИК "Брокеркредитсервис" Максима Шеина, "в правительстве и так прекрасно знают, что счета ЮКОСа во избежание остановки добычи должны быть разблокированы". Отметим, что знакомый с ситуацией источник в одной из госструктур заявил Ъ, что те минимальные средства, которые необходимы компании для ведения операционной деятельности и экспорта, ей действительно будут предоставлены. Об этом косвенно свидетельствует и заявление, которое центр общественных связей Минюста сделал вчера информагентству ИТАР-ТАСС: меры, предпринимаемые в отношении ЮКОСа, никак не отразятся на выплате зарплат его работникам.


       Найдя деньги на зарплату (порядка $100 млн в месяц), Минюст наверняка найдет их и для транспортных, таможенных и прочих текущих платежей. Впрочем, каким образом это будет сделано, Минюст не открывает.


    Кредиторы ЮКОСа становятся в очередь


Вчера стало известно, что московская рекламная компания "Астрис-С" 29 июля подала в арбитражный суд Москвы иск к ЮКОСу о взыскании задолженности за рекламные услуги. Весной прошлого года "Астрис-С" заключила договор с ЮКОСом на сумму $244 тыс. на изготовление рекламной продукции (памятные значки и медали) с логотипом нефтяной компании. Игорь Трунов, адвокат, представляющий интересы "Астрис-С" в этом деле, сообщил Ъ, что ЮКОС прекратил выплаты и остался должен компании более 3 млн руб. без учета штрафных санкций. По его словам, иск был подан затем, чтобы "Астрис-С" в случае банкротства ЮКОСа не осталась без этих средств: "Сначала взыскание накладывают государственные органы, а все остальные – по установленной очередности". По данным Ъ, с аналогичными исками к ЮКОСу в ближайшее время намерены обратиться и некоторые другие его контрагенты.


Нефтеимпортеры не верят ни в ОПЕК, ни в банкротство ЮКОСа


Вчера Международное энергетическое агентство (МЭА), в которое входят 26 развитых стран, опубликовало очередной обзор нефтяного рынка. По оценкам, в июле мировая добыча нефти достигла 83,5 млн баррелей в сутки (б/с), что на 550 тыс. б/с выше показателя июня. Стремительно растущий спрос на нефть стал поводом для очередного пересмотра в сторону повышения прогноза прироста мирового спроса на нефть в 2004 году. Агентство прогнозирует, что мировой спрос на нефть в 2004 году составит 82,2 млн б/с, а в 2005 году – 84 млн б/с.


Эксперты МЭА подсчитали, что в июле страны ОПЕК увеличили производство нефти на 450 тыс. б/с (до 29,1 млн б/с), и основная часть прироста – 300 тыс. б/с – приходится на Ирак. На главную нефтедобывающую страну картеля Саудовскую Аравию приходится всего 100 тыс. б/с прироста добычи, а в Венесуэле и Индонезии добыча вовсе сокращается. В МЭА не верят и в заявления главы ОПЕК Пурномо Юсгианторо о том, что до конца 2004 года картель сможет увеличить добычу на 1,5 млн б/с. По расчетам МЭА, картель сможет увеличить резервные мощности на 2,4 млн б/с только к 2007 году, а в 2004 и 2005 годах сможет увеличить добычу только на 1,1 млн б/с. "Дополнительные мощности могут стать доступными только через массивные инвестиции и уменьшение текущего производства",– считают эксперты. Как известно, члены картеля практически не допускают иностранных инвесторов в нефтяную отрасль.


МЭА не обошло вниманием и ситуацию вокруг ЮКОСа. Правда, в отношении нефтяного сектора России МЭА оптимистично. Эксперты убеждены, что даже "если развитие ситуации приведет к банкротству ЮКОСа, ее добывающие подразделения и финансовые потоки перейдут в приоритетное ведение правительства РФ". "Россия даже при таком развитии событий сохранит роль лидера нефтедобычи среди стран, не состоящих в ОПЕК",– полагают в МЭА.


Вчера исполнительный директор МЭА Билл Рамси после консультаций со странами-участницами заявил, что агентство пока не планирует использовать собственный стратегический нефтяной резерв, чтобы противостоять рекордно высоким мировым ценам на нефть. Стратегический резерв нефти МЭА создан в 1974 году как инструмент, способный защитить "западный мир" от арабского нефтяного эмбарго. Стратегические запасы рассчитаны на 90 дней потребления. МЭА по-прежнему выступает против предложения руководства ЕС увеличить стратегический резерв нефти до 120 дней ее потребления.

       ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ, АЛЕКСЕЙ Ъ-ШАПОВАЛОВ