13.08.2004

Бесконтрольный рост тарифов на услуги связи может привести к коллапсу на рынке СМИ



Представители как печатных, так и электронных средств массовой информации обратились к государству с призывом о помощи. Государственная политика в области тарифов на распространение прессы, теле- и радиопрограмм ставит СМИ в невыносимые условия.

Причина в резком росте тарифов, произошедшем по инициативе двух госмонополистов – «Российской телевизионной и радиовещательной сети» и «Почты России». Если цены на их услуги будут расти и дальше, рынок периодических изданий свернется без всякой цензуры.

На этой неделе одна из старейших российских газет «Калининградская правда» (выходит с 9 декабря 1946 года) обратилась с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину. По мнению коллектива газеты, ежедневная общественно-политическая печать в результате недальновидной государственной политики сегодня на грани уничтожения. В своем плачевном положении наши коллеги винят федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», которое, пользуясь монопольным положением на рынке, постоянно взвинчивает тарифы. «В прошлом году доставка областной газеты в течение шести месяцев обходилась читателям в 144 рубля, а теперь почта запросила уже без нескольких копеек 450 рублей. Рост больше чем в три раза. Мало того, в сельской местности газеты отныне станут доставлять только три раза в неделю», – жалуются калининградские журналисты.

Это уже не первое обращение региональных печатных СМИ к главе страны. В мае этого года редакторы 15 ведущих российских региональных газет уже писали в Кремль, но ответа так и не получили. «Никакой реакции, – говорят калининградцы. – Вместо президента ответила почта, выставив еще более грабительские цены на подписку на первую половину 2005 года. Если власть мечтает иметь дело не с мыслящими гражданами, а с послушной толпой, так и скажите. Либо вы, наконец, помогаете прессе и ее читателям, либо они понимают, какова цена вашим обещаниям «блюсти права и гарантии».

То, что Калининградская область не является исключением, подтвердили сообщения наших собкоров. Как рассказал корреспонденту «НИ» Сергею Анисимову главный редактор «Нижегородских новостей» Николай Клещев, подписка на его газету на одно полугодие составляет 480 рублей. 99% от этой суммы забирает себе почта. Газета же имеет от подписки символическую сумму – 30 копеек с каждого номера.

В Волгограде, как сообщает собкор «НИ» Станислав Анищенко, все подписчики получают газеты и журналы 6 раз в неделю. Однако в деревни и села периодику доставляют только три раза в неделю. А со следующего полугодия из-за увеличения НДС до 18%, по данным местного филиала «Почты России», тариф возрастет. Настолько же возрастет и стоимость доставки печатных изданий населению.

По словам собкора «НИ» в Приморье Дмитрия Климова, несмотря на то, что местные газетчики уже несколько лет буквально «облизывают» почтовиков, за полгода стоимость услуг на доставку газет и журналов выросла на 11%. Вовремя газеты могут получить только жители городов и сел, расположенных не дальше 400 км от Владивостока. К остальным ежедневные газеты приходят на следующий день.

А по сообщению корреспондента «НИ» в Краснодаре Сергея Перова, там весной этого года вообще решили не мучиться с подпиской и предложили руководителям газет заключать договоры о подписке не с местной почтой, а с московским ООО «Межрегиональное агентство подписки» (МАП). Местные парламентарии отправили в Москву обращение к премьер-министру Михаилу Фрадкову, но ответа нет до сих пор. Тем временем в крае в 1,5 – 2 раза поднялись цены на местные газеты.

В ФГУП «Почта России» «НИ» объяснили, что рост тарифов на распространение периодических изданий по сравнению с прошлым годом связан с проводимой реорганизацией предприятия. До декабря 2003 года, когда и появилось на свет унитарное предприятие, 89 отдельных региональных управлений существовали в качестве самостоятельных юрлиц. Они и определяли цены в каждом регионе. Но при этом тарифы, установленные Минсвязи, которому подчиняется почта, не покрывали себестоимости услуг, а госдотаций явно не хватало. К концу августа все 89 региональных управлений почты станут филиалами «Почты России». Одновременно с этим идет строительство единой системы подписки по всей России. С 1 января 2005 года эта система будет работать по новой методике расчета тарифов, разработанной НИИ связи. Поэтому подписка на первое полугодие 2005 года ведется исходя из реальных затрат «Почты России». Но тарифы почтовики назначают не сами, их, как сообщили «НИ» в «Почте России», утверждает Министерство информационных технологий и связи РФ.

В этом министерстве нам сообщили, что они теперь зовутся Федеральным агентством связи (ФАС) и в нем до сих пор вакантны кресла руководителя и начальников департаментов. В наличии имеется лишь один заместитель, но как его зовут, никто не мог сказать. В приемной заместителя главы ФАС нам сообщили, что в вопросах тарифов для «Почты России» разбирается некто Владимир Юрьев, но должность его назвать не смогли: «Точно не скажу, но с ним можно поговорить». Поговорили. Владимир Павлович грустно сообщил «НИ», что «тарифная политика не нашла отражения в концепции нового агентства» и этим вопросом занимается Федеральная служба по тарифам (ФСТ). А как сейчас проходит процедура согласования, он просто не знает. В ФСТ «НИ» тоже ничего объяснить не смогли, так как нынешние тарифы утверждали не они, а старое министерство.

Зато на днях Федеральная служба по тарифам РФ объявила о повышении с 1 сентября этого года на 20% тарифов на распространение в эфире телевизионных и радиовещательных программ. Это решение выбило почву из-под ног российских телерадиовещателей. Финансовые планы каналов на новый телесезон уже давно сверстаны, и внезапный 20% рост тарифов бюджетами не предусмотрен. Телезрителей и радиослушателей проблема удорожания эфирного времени также коснется. В результате вынужденного перераспределения средств на каналах в эфир не выйдут запланированные ранее новые программы и сериалы.

Решение было принято при инициативном участии ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС). «Повышение тарифов – обоснованная мера, много раз озвученная и согласованная с Госдумой и правительством, – пояснила «НИ» руководитель пресс-службы РТРС Ирина Маслова. – Повышаются цены на электроэнергию, нам нужно переходить на цифровой формат вещания. Ничего неожиданного в этом нет – еще в прошлом году Министерство по антимонопольной политике объявило, что тарифы будут повышены на 15% с 1 января 2004 года. Удорожание не произошло из-за начавшейся административной реформы. Но вещатели должны были предусмотреть средства при составлении бюджетов».

В Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ) возмущены таким заявлением. «О повышении тарифов было объявлено за месяц до начала нового телесезона, – рассказал «НИ» генеральный директор ассоциации Андрей Сафронов. – Если раньше при готовящемся повышении тарифов с вещателями советовались и консультировались, то в этот раз вопрос не обсуждался не только с представителями вещательной отрасли, но и с Федеральным агентством по делам печати и массовых коммуникаций. Нынешний шаг государства – это наступление на экономическую свободу каналов и подрыв телерадиовещательного рынка».

В связи с этим НАТ, как и калининградские газетчики, вынуждена писать открытые письма всем заинтересованным госорганизациям за подписью президента ассоциации Эдуарда Сагалаева. Выразив обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации, НАТ в этом документе предложила ведомствам и РТРС обратить внимание на финансово-экономическое обоснование и расчет тарифов по использованию передач и до этого приостановить вступление в силу решения ФСТ. «Надеюсь, что нам удастся найти общий язык, а новые тарифы не вступят в силу до января 2005 года, – отметил Андрей Сафронов. – Иначе пострадаем не только мы, но и телезрители».

«Для отмены решения нет оснований, – заявили «НИ» в РТРС и еще раз повторили: – Вещатели знали о готовящемся повышении».

Поставить точку в этом споре и рассудить, кто прав, а кто виноват, вполне могли бы Федеральная служба по тарифам РФ и Федеральное агентство по делам печати и массовых коммуникаций РФ. «НИ» опять обратились в эти ведомства за разъяснениями. Оказалось, что в федеральном агентстве вообще нет человека, способного прокомментировать именно этот вопрос. А в ФСТ после подписания решения все ушли в отпуск. «Время такое сейчас, понимаете?» – ответили в пресс-службе ФСТ.

Президент Фонда защиты гласности Константин Симонов так прокомментировал для «НИ» сложившуюся на рынке СМИ ситуацию: «Я считаю, что это есть нормальное продолжение общей государственной политики в отношении прессы. Нынешней власти, на самом деле, СМИ уже не нужны. Они имеют только декоративное значение. Поскольку СМИ плохо управляемы, то важно, чтобы они ощущали вопрос выживания, как вопрос своей лояльности власти. Тогда можно поговорить и о льготах. Очень интересно, что тарифы на передачу сигнала повысились для всех телеканалов: для государственных и частных. Разница в том, что выживут только государственные».// Новые известия

ГИПП