16.08.2004


Toyota придет в Россию. Но пока не решила, куда именно



Юлия Федоринова
Дмитрий Симаков

Toyota планирует начать в России самостоятельную сборку моделей Corolla и Camry в 2008 г. Правда, корпорация еще не выбрала, где ей строить завод — в Московской или Нижегородской области. Эксперты предполагают, что у Toyota уже есть стратегический план прихода в Россию, но окончательное решение еще не принято.


Toyota Motor Corp. – автопроизводитель номер два в мире. В прошлом году произвела 6,78 млн машин. В 2003/2004 финансовом году, завершившемся 31 марта, выручка компании составила $152,2 млрд, чистая прибыль – $10,2 млрд.

О том, что Toyota может начать свое сборочное производство в нашей стране, чиновники заявляли уже неоднократно. В последний раз об этом во время прошлогоднего визита в Японию говорил премьер-министр Михаил Касьянов, встречавшийся с Хироси Окудой — председателем совета директоров Toyota. А торговый представитель России в Японии Роберт Рузанов тогда уточнил, что речь может идти о моделях Land Cruiser и Corolla. Впрочем, в самой Toyota всегда замечали, что концерн изучает российский рынок, но решение об открытии местной сборки может быть сделано, когда ежегодные продажи в России перевалят за 50 000 шт. Сейчас цель уже близка: в первом полугодии 2004 г. Toyota продала в России 21 000 автомобилей, тогда как за весь прошлый год — около 25 600 шт.

А в минувшую субботу агентство Reuters со ссылкой на японскую газету “Нихон кэйдзай” сообщило, что Toyota может построить завод в России в 2008 г. По информации газеты, предприятие будет выпускать модели Corolla и Camry. Мощность завода составит около 15 000 машин в год, а инвестиции в его строительство — до $100 млн. Процедуры оформления документации планируется завершить уже в этом году, но производственная площадка пока не определена — завод может быть построен в Нижегородской или Московской области. Правда, официальных подтверждений от концерна у Reuters нет.

Эксперт по PR ООО “Тойота Мотор” Анастасия Кокорева говорит, что ей об этих планах компании ничего не известно. Но наблюдатели склонны в них верить. “Сейчас ведутся активные переговоры с правительством по поводу гарантий и льгот, которые могут быть предоставлены Toyota”, — рассказывает сотрудник российского автоконцерна. Но, по его информации, эти переговоры пока не далеко продвинулись: Toyota требует таких гарантий и такой площадки, которой в России может и не найтись. “У японцев особый подход к таким делам, они очень тщательно изучают ситуацию. Поэтому решение может быть принято не так скоро”, — соглашается президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев. Но он напоминает, что намерения у Toyota серьезные — “в прошлом году они посетили ряд городов в Приволжском федеральном округе, посмотрели, как работают местные производители автокомпонентов, в том числе Заволжский моторный и Борский стекольный заводы”.

Источник, близкий к нижегородской администрации, добавляет, что японцы давали понять, что крайним сроком принятия решения о строительстве завода в России является 2007 г. “Но тогда Toyota может опоздать — ее опередит Nissan, который оперативнее принимает решения и тоже присматривается к нижегородской площадке”, — замечает собеседник “Ведомостей”. У Toyota есть потенциальный интерес и к строительству завода в Подмосковье, говорит замминистра транспорта Московской области Норайр Блудян. Но пока японский концерн не вел переговоры с областными властями. “Эти предложения рассматриваются в Минэкономразвития”, — уточняет Блудян.

Зато аналитики говорят, что сейчас для Toyota самый подходящий момент объявить о приходе в Россию. “Если они хотят, чтобы завод заработал в 2008 г., стройка должна начаться уже в 2005 г. — на принятие решения у них осталось чуть более полугода”, — замечает Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. “Toyota хочет застолбить за собой российский рынок. А он быстро растет, и, чтобы не опоздать, самое время начинать строить завод”, — говорит Денис Нуштаев из “Метрополя”. По оценке его компании, в 2010 г. в России будет продано уже около 1,2 млн иномарок.

Сахнова сомневается, что мощность сборочного производства Toyota ограничится 15 000 шт.: “Ради такого объема нет смысла строить завод. Видимо, это — цифра начального производства, а затем оно будет доведено до 100 000”. И даже представитель “АвтоВАЗа” называет приход Toyota в Россию очень хорошей новостью для всего автопрома, ведь иностранные автоконцерны обычно приводят за собой иностранных производителей автокомпонентов.



Ведомости