17.08.2004

Смольный ударит по алкоголю



Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Петербургские власти хотят повысить плату за лицензии на торговлю крепким алкоголем. Представители администрации считают, что, взимая 50 000 руб. вместо 1000 руб., можно бороться с теневым оборотом алкогольной продукции. Эксперты и участники рынка утверждают, что эта мера ударит по мелкой рознице, на которую сейчас приходится более половины от оборота алкоголя в городе.


По данным Санкт-Петербургского клуба профессионалов алкогольного рынка, в Петербурге выдано около 9500 лицензий на торговлю алкоголем крепостью свыше 13 градусов. Из них на сетевую и крупную розницу приходятся около 300–500 лицензий. Доля сетевых магазинов на алкогольном рынке составляет около 40–45% в натуральном выражении, 55–60% приходится на долю мелкой розницы. Объем петербургского рынка крепкого алкоголя в 2003 г. составил около 13,5 млрд руб.

Как заявил “Ведомостям” заместитель председателя Комитета по экономике администрации Петербурга Николай Архипов, осенью городское правительство намерено внести в Законодательное собрание проект закона “О лицензировании розничной торговли”, в соответствии с которым стоимость лицензии на торговлю алкоголем крепостью свыше 13 градусов должна составить 40 000-50 000 руб. “По моим расчетам, это та сумма, которую торговая точка без проблем может восполнить примерно за год работы”, — утверждает чиновник. Кто будет заниматься оформлением разрешений, пока не определено.

Сейчас лицензированием торговли алкоголем занимается лицензионная палата администрации Санкт-Петербурга. В соответствии с федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии взимается 300 руб., за саму лицензию — 1000 руб. В лицензионной палате вчера отказались комментировать инициативу Комитета экономики.

Архипов надеется, что повышение платы за лицензию повлияет на сокращение количества контрафактного алкоголя на рынке.

Петербургские торговцы алкоголем считают, что удорожание лицензии в первую очередь ударит по небольшим торговым точкам. По словам исполнительного директора Санкт-Петербургского клуба профессионалов алкогольного рынка Максима Черниговского, ужесточение условий лицензирования не приведет к перераспределению долей игроков на алкогольном рынке. “Около 90% продаж алкоголя проходит примерно через 5000 предприятий, для которых алкоголь является основным источником доходов, поэтому за лицензию они будут платить [любые деньги]”, — говорит Черниговский. По его оценке, остальные 4500 могут отказаться от лицензии.

Директор по развитию оптовой компании “Темп Первый” Леонид Бакинов уверен, что нововведение ударит по небольшим магазинам, продажи алкоголя которых составляют около 3000 руб. в день, и по покупателям этих магазинов — цены могут вырасти на 5%. Таких в Петербурге, по оценке Бакинова, около 2000.

Пресс-секретарь компании “Лента” Светлана Шорина говорит, что 40 000-50 000 руб. — большие деньги за лицензию как для крупных сетей, так и для небольших розничных компаний. “Многие мелкие торговцы просто откажутся от торговли алкоголем, но нам это только на руку”, — радуется она.



Ведомости