17.08.2004

"Флагман" атакуют



Дмитрий Сердцев
Юлия Лях
Юлия Дрокова

Водка “Флагман”, запрет на рекламу которой под видом конфет на канале НТВ вынесла в минувшую пятницу Федеральная антимонопольная служба (ФАС), привлекла внимание и новосибирских антимонопольщиков. Сотрудники управления обнаружили рекламу водки и в буклетах, распространяемых торговой сетью “Сибирский гигант”, и в кинотеатрах, управляемых “АртСайнсСинема Дистрибьюшн”, где зрителям показывали ролики водки “Флагман”.


Реклама алкоголя регламентируется законами: “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” и “О рекламе”. Ст. 17 закона “О госрегулировании…” допускает рекламу продукции с содержанием этилового спирта выше 15% в организациях, производящих и реализующих алкоголь. Ст. 30 закона “О рекламе” возлагает ответственность за нарушения на распространителя рекламы. Штраф за ненадлежащую рекламу для юридического лица - 400 МРОТ (40 000 руб.), за неисполнение предписания – 2000-5000 МРОТ (200 000–500 000 руб.). Для предпринимателей штраф за ненадлежащую рекламу меньше – 40–50 МРОТ. Торговый холдинг “Сибирский гигант” объединяет гипермаркет “Мегас”, два продовольственных магазина “Гигант” формата cash & carry и супермаркет “Октябрьский”. Прокатная компания “АртСайнсСинема Дистрибьюшн” управляет в Новосибирске пятью кинотеатрами: “Планета кино”, “Аврора”, ДК “Строитель” и ДК им. Чкалова, ДК “Юность”.

Как сообщила “Ведомостям” главный специалист управления ФАС Наталья Камнева, служба возбудила дело против компании “АртСайнсСинема Дистрибьюшн” за показ перед киносеансами роликов, рекламирующих водку “Флагман”. Юрист “АртСайнсСинема Дистрибьюшн” Роман Пятков признает, что, показав рекламу водки “Флагман”, компания нарушила ст. 17 закона “О госрегулировании…”. Однако коммерческий директор компании Галым Саинов говорит, что ролики показывали только в одном кинотеатре — “Планета кино”, где есть бар, торгующий спиртным, а закон разрешает рекламу в местах оборота алкогольной продукции. Саинов утверждает, что эта реклама была разовой и не принесла компании больших доходов. По его словам, за показ рекламных роликов на двух сеансах в день плата составляет $500 в месяц.

Продукция Русской вино-водочной компании (РВВК, владеет торговой маркой “Флагман”) уже второй раз оказалась в поле зрения новосибирских антимонопольщиков. Два года назад аналогичное разбирательство было инициировано из-за рекламировавшегося в киноконцертном комплексе им. Маяковского вермута.

Директор новосибирского филиала рекламного агентства “Мелехов и Филюрин” Александр Филюрин считает прокат роликов в кинотеатрах одним из эффективных и распространенных способов рекламы. “В условиях жестких законодательных ограничений производители алкоголя будут рекламировать свою продукцию любыми способами, в том числе и прокатом роликов. Отдача от такой рекламы зачастую окупает штрафные санкции”, — говорит Филюрин.

В то же время в самой РВВК считают, что действуют в рамках закона. По словам вице-президента по маркетингу РВВК Германа Климовского, вопрос о допустимости рекламы водки в кинотеатрах, имеющих лицензию на продажу алкоголя, упирается в различные трактовки закона рекламодателями, распространителями рекламы и антимонопольными органами. По мнению Климовского, решаться он должен устранением этих противоречий.

Под прицел новосибирских антимонопольщиков попали и ритейлоры. Ведущий специалист управления ФАС по Новосибирской области Ирина Лялина сообщила “Ведомостям, что сейчас рассматривается дело о ненадлежащей рекламе алкоголя “Сибирским гигантом”. Еще в апреле специалисты ФАС обнаружили напечатанные “Сибирским гигантом” буклеты с рекламой водок “Полтина”, “Гжелка” и вина “Кагор”, которые распространялись на улицах города и АЗС.



Ведомости