18.08.2004

Бархатная революция Бендукидзе. В Грузии останется всего девять налогов



Борис Грозовский

Грузинский министр экономики Каха Бендукидзе предлагает почти на четверть сократить налоговую нагрузку на предприятия республики. Доходы бюджета при этом только вырастут, надеются чиновники. Ведь сейчас налогоплательщики Грузии платят меньше половины того, что должны по закону.


ВВП Грузии в 2003 г. вырос на 8,6% до 8,4 млрд лари ($4,6 млрд), а в I квартале 2004 г. – на 9,5%. Средний подушевой доход в стране в 2003 г. составил $700. В 2004 г., по прогнозу правительства, он вырастет до $1000–1050. Более быстрый, чем ожидалось чиновниками, экономический рост и увеличение налоговых поступлений в 2004 г. уже позволили грузинскому парламенту в минувшую пятницу поднять планку бюджетных доходов на 16%. Впрочем, расходы повышены на ту же сумму и должны превысить доходы на 16,4%.

Новый Налоговый кодекс грузинские чиновники разрабатывают с конца прошлого года. В начале июня к работе подключился назначенный министром экономического развития Грузии российский предприниматель Бендукидзе. По словам его заместителя Натии Турнавы, работа над кодексом практически завершена и “в ближайшие недели” в августе его обсудит правительство.

В день своего назначения Бендукидзе говорил “Ведомостям”, что “мечтает” отменить в Грузии НДС и импортные пошлины, а в целом налоги в стране должны быть “меньше, чем в других странах”. “Грузия слишком бедная страна для того, чтобы отказаться от максимальной либеральной и другой валютной политики”, — пояснял министр свою логику.

Однако написанный под руководством Бендукидзе НК оказался куда менее либеральным. Кодекс, который предполагается ввести в действие с 2005 г., оставляет девять из 21 налога. НДС предлагается снизить с 20% до 18%, при этом освободив от его уплаты компании с оборотом менее 100 000 лари ($55 556). В результате, НДС будет собираться всего с 2000 налогоплательщиков. Соцналог снизится с 31% до 20%, а прогрессивная шкала подоходного налога, доходящая до 32%, заменяется плоской ставкой в 12%. Сейчас средняя ставка подоходного налога — 18%, а реальная (с учетом укрываемых от налогов доходов) — те же 12%, поясняет Турнава. Сохраняются налоги на прибыль, имущество, игорный бизнес, пользование природными ресурсами, а также акцизный и земельный налоги.

При нынешних ставках налогов их собираемость в Грузии крайне низка. Налоговые доходы бюджета, по словам Турнавы, в среднем составляют 15% ВВП, хотя в последние месяцы и выросли до 17% ВВП при номинальной налоговой нагрузке в 32% ВВП. По расчетам министерства, новый НК снизит нагрузку на четверть — до 24% ВВП. Но Турнава ожидает, что собираемость налогов вырастет: “Налоговые нормы не меняются, но налоговая дисциплина станет жестче”, — уверяет она.

Исполнительный директор Союза налогоплательщиков Грузии Георгий Исакадзе называет “главным достоинством” проекта НК то, что он “гораздо проще” действующего и не содержит массы отраслевых льгот. Например, говорит Исакадзе, сейчас компании, сотрудничающие с международными организациями типа USAID, платят соцналог по ставке 20%. А виноделы почти освобождены от уплаты НДС и налога на прибыль, добавляет руководитель экспертного совета при комитете по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов. “Правительство [при экс-президенте Грузии Эдуарде] Шеварднадзе держало высокими ставки налогов, но давало индивидуальные льготы налогоплательщикам и не могло предпринять серьезных мер по увеличению собираемости налогов”, — добавляет Орлов.

По его мнению, даже после “усеченной” реформы налоговая система в Грузии окажется “прогрессивнее российской”, например, НДС при капстроительстве по новому НК будет возвращаться не при вводе объекта в эксплуатацию, а по мере осуществления расходов. Председатель комитета по налогам и инвестициям Американской торговой палаты в Грузии Георгий Бадзагадзе называет “революционной мерой” возможность амортизировать по проекту нового НК основные фонды непосредственно при покупке средств производства. Кроме того, радуется Бадзагадзе, документ вчетверо снижает пени за неуплату налогов, доходившие за год до 100% неуплаченной суммы, и разрешает компаниям уменьшать налог на прибыль за счет расходов на благотворительность, если они не превысят 28% прибыли.

Грузинские налогоплательщики, однако, опасаются ужесточения администрирования. Так, проект НК предполагает согласование кандидатур членов создаваемых сейчас в республике арбитражных судов с Минфином, отвечающим за сбор налогов. “Возникает примитивный конфликт интересов”, — сетует Исакадзе. А Бадзагадзе не нравится, что налоговики смогут издавать подзаконные инструкции — раньше у них такого права не было.



Ведомости