19.08.2004

Россия поделилась $1 млрд с китайцами



В среду российские и китайские авиационные власти подписали протокол, разрешающий отечественным грузовым перевозчикам осуществлять чартерные рейсы в КНР. В ответ российская сторона обещала увеличить квоты для китайских авиакомпаний.

Китай в одностороннем порядке запретил выполнение чартерных грузовых рейсов из стран СНГ в мае этого года, на время выяснения причин катастрофы самолета Ил-76 азербайджанской авиакомпании «Скайвинд» в районе города Урумчи. Санкции государственного управления гражданской авиации КНР коснулись российских перевозчиков «Атлант-Союз», «Абакан-авиа», «Авиаст», «Аэростар», «Ил-авиа», «Газпромавиа», авиаотряда МЧС и «Тесис». Решение китайцев оказалось на руку авиакомпаниям, выполняющим регулярные рейсы, например «Аэрофлоту», «Ист-Лайну» и «Волге-Днепру».

Они с оптимизмом восприняли новость, решив было, что запрет на выполнение чартерных рейсов в КНР будет окончательным.

Эксперты оценивают емкость рынка грузоперевозок между Китаем и Россией (он контролируется Россией) на уровне $1 млрд, из которых на регулярных перевозчиков приходится не более 50%. С вытеснением чартерных авиакомпаний они поделили бы между собой дополнительные $500 млн. Большая часть этих денег отошла бы «Волге-Днепру», который специально под регулярные грузоперевозки пополняет свой парк подержанными Boeing-747, и «Ист-Лайну», который в июне купили владельцы чартерной «Тесис».

Но в среду стало известно, что российские и китайские авиационные власти договорились о возобновлении чартерных перевозок между двумя странами. По словам главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ) Александра Нерадько, авиакомпании «Газпромавиа», «Ил-авиа» и «Атлант-Союз» прошли переаккредитацию в Управлении гражданской авиации КНР и с 15 августа вновь начали выполнять рейсы в Китай. Решение по остальным российским чартерным перевозчикам отложено на неопределенный срок, однако, судя по всему, они не смогут пройти процедуры переаккредитации, поскольку места на рынке для них уже не осталось.

В обмен на благосклонность властей КНР к трем российским чартерным компаниям Москва согласилась пустить на рынок китайских грузовых перевозчиков.

Авиакомпаниям, выполняющим регулярные перевозки, не понравилась весть о возвращении части коллег и скором появлении китайских. Источник «Газеты.Ru» в «Волге-Днепре» говорит: «Их трудно контролировать, их деятельность – головная боль для всех».

По его словам, авиакомпания неоднократно сталкивалась с давлением со стороны китайских заказчиков перевозок: «Представители так называемых «челноков» применяли различные методы морального и материального давления на авиакомпании и экипажи самолетов, требуя брать избыточный груз».

Собеседник «Газеты.Ru» не исключает, что некоторые экипажи чартерных грузовых компаний соглашались на это за довольно крупные суммы, поэтому безопасность полетов таких перевозчиков гарантировать сложно.

Александр Нерадько подтверждает эти сведения и уточняет, что катастрофа Ил-76 азербайджанской авиакомпании «Скайвинд» в этом году произошла именно из-за перегрузки. По его словам, эксплуатировать самолет грузоподъемностью 40 тонн по всем нормам безопасности нерентабельно, и некоторые авиакомпании соглашаются брать дополнительный груз. Он, однако, заявил, что чартерные перевозчики, которым разрешены полеты в Китай, будут работать под строгим контролем авиационных властей. К ним применят санкции вплоть до отзыва сертификата эксплуатанта, если уличат в нарушении правил безопасности полетов. К тому же контролировать выбранных Китаем перевозчиков нетрудно – все они так или иначе близки к государственным структурам.

Газета.RU