19.08.2004

«Жигули» и «Волги» обложат подушками



Федеральная служба по надзору в сфере транспорта собирается обязать отечественные автозаводы ставить в легковые автомобили антиблокировочную систему тормозов и подушки безопасности. Эксперты не уверены, что это реально повысит безопасность на дорогах, но цену отечественных машин увеличит точно.

Как заявил в среду глава Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространстехнадзора) Александр Нерадько, в Министерство транспорта внесено предложение обязать российские заводы ставить в каждый легковой автомобиль ABS и подушки безопасности. Возможные сроки введения г-н Нерадько не назвал. По мнению главы Ространстехнадзора, подобные меры не только снизят аварийность на дорогах, но и позволит сократить количество погибших и пострадавших в ДТП на 20 % или на 7 тыс. человек в год. Беспокойство чиновника объяснимо: за прошлый год на российских дорогах погибло 35 тыс. человек. По показателям смертности в ДТП на количество автомобилей Россия уверенно опережает все развитые страны, причем количество погибших стабильно растет.

«Наличие подушки безопасности действительно позволяет снизить травматизм при лобовом столкновении минимум в три раза», – считает старший преподаватель кафедры организации и безопасности движения МАДИ Сергей Сатышев. – Но только если человек в машине пристегнут ремнем безопасности». Когда водитель не пристегнут, подушка может принести больше вреда, чем пользы.

«Водитель не только получит встречный удар выстрелившей подушкой, но его голова и тело, не зафиксированное сиденьем, может соскользнуть вниз или вбок», считает заведующий отделом автотранспорта ВНИИ стандартизации и сертификации в машиностроении Александр Куликов. – Тогда человек может получить травмы, превышающие по серьезности травмы от столкновения без подушки. Если учесть, что отечественные водители не любят пристегиваться, обязательное введение подушек безопасности может отразиться на автовладельцах фатальным образом.

Кроме того, нет гарантии, что на автомобили не будут ставиться старые подушки, и что приводящие их в действие пиропатроны будут вовремя заменяться».

Установка ABS на отечественные автомобили вызывает не меньше вопросов. «Для наших условий от этого может получиться больше недостатков, чем преимуществ», – считает Сергей Сатышев. Исследований того, как ведут себя достаточно допотопные по конструкции отечественные автомобили с системой ABS, по его информации, пока не проводилось. К тому же на сервисах, обслуживающих отечественные машины, нет специалистов, имеющих соответствующую квалификацию для обслуживания сложной системы.

Инициатива Ространстехнадзора неоднозначна и с правовой точки зрения. Если российских автопроизводителей обяжут устанавливать в свои изделия подушки безопасности и ABS, наши законы окажутся строже европейских, где присутствие подушек в машине – исключительно инициатива производителей, а наличие ABS обязательно только для грузового и пассажирского транспорта.

По оценке экспертов, себестоимость нового отечественного автомобиля возрастет после введения обязаловки с ABS и подушками не менее чем на $500 (150–250 будет стоить подушка, 200–300 – ABS). На продажной цене автомобилей это может отразиться значительно сильней. Например, для недорогих иномарок вроде Opel Corsa или Renault Simbol только опция по установке ABS обходится покупателю примерно в $1000.

«Существенным образом на рынок это не повлияет», – считает Куликов. «Тот, у кого до этого были возможность и желание купить иномарку, купит иномарку, а остальные поскрипят и выложат лишних $500–1000.

Однако предлагаемое нововведение стоит в одном ряду с другими новинками, повышающими стоимость отечественных автомобилей. Практически решено, что 2005 года все новые автомобили должны выпускаться с моторами, соответствующими европейским экологическим нормам «Евро-2». Это означает полный отказ от карбюраторов и переход к более дорогим системам впрыска с каталитическим нейтрализатором выхлопных газов, что уже увеличивает стоимость машин на $500–800. Таким образом, дешевые отечественные автомобили и дальше будут сокращать отрыв в цене от иномарок и могут потерять свое единственное преимущество – низкую стоимость.

Газета.RU