19.08.2004


В Нижнем готовят "Тойоту" в обстановке строжайшей секретности
Школа с японскими учителями и магазин с англоязычным персоналом - такие условия выставил японский автомобильный концерн Toyota нижегородским властям. Японцы хотят построить в области автозавод, но официально наотрез отказываются это признавать. "Известиям" удалось выяснить, почему автопроизводители из Страны восходящего солнца устроили такую конспирацию.

В субботу, ссылаясь на неофициальные источники в руководстве компании, японская газета "Нихон кэйдзай" сообщила о планах Toyota к 2008 году построить завод в России и выпускать здесь малолитражки Corolla и машины для среднего класса Camry. Японские журналисты утверждают, что японский концерн вложит $100 млн в этот проект, при этом российский завод "Тойоты" будет самостоятельным предприятием, а от планов по созданию СП с российскими партнерами компания отказалась. В московском представительстве компании поспешили опровергнуть эту информацию. "Вопрос о возможности организации сборочного производства в России еще только изучается", - говорит Анастасия Кокарева, специалист по связям с общественностью "Тойота моторс".

Тем не менее переговоры с японской стороной по этому вопросу все-таки ведутся, подтвердили "Известиям" в Минэкономразвития России. "Переговоры эти в начальной стадии. "Тойота" еще не приняла окончательного решения и в данный момент рассматривает целый ряд регионов: Московская, Ленинградская, Нижегородская область - в качестве возможной площадки для размещения автомобильного производства", - пояснили ситуацию в МЭРТ, представители которого контактировали с японской компанией по этому вопросу. В аппарате правительства Московской области нам сообщили, что контактов с "Тойотой" на эту тему еще не было, хотя японцы проявляли определенный интерес к региону.

В то же время, по информации "Известий", при выборе места для размещения производства в России приоритетным регионом для "Тойоты" стала Нижегородская область. Об этом говорил и полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко осенью 2003 года после переговоров с президентом компании Toyota Хироси Окудой. "Мне кажется, что мы приблизили срок прихода Toyota в Россию", - заявил тогда Кириенко. После этого в Нижнем Новгороде побывало несколько официальных делегаций из Японии, включая замминистра иностранных дел Ичиро Аидзаву, который интересовался автомобильной составляющей региона.

Из источника в представительстве президента в Приволжском федеральном округе "Известиям" удалось выяснить, что решение компанией на самом деле уже принято, но открыто пока об этом не говорится. Другие высокопоставленные источники "Известий" обозначили две площадки, которые привлекли особый интерес руководства корпорации Toyota, - это площади Горьковского автомобильного завода и огромное поле в Борском районе области недалеко от Нижнего Новгорода.

"Мы показывали специалистам из Toyota одну площадку в районе деревни Сошняки, - рассказал "Известиям" первый заместитель главы администрации Борского района Александр Киселев. - Две недели назад они прислали нам анкету с вопросами, можем ли мы обеспечить им рядом с производством школу с преподавателями японского языка, можем ли построить магазин, где будет работать персонал, владеющий английским, имеется ли в местной больнице персонал со знанием английского языка - там большой список вопросов".

- Как заинтересованное лицо, я бы хотел, чтобы японцы построили завод на нашей территории, - говорит Киселев. - Мы им постараемся обеспечить все условия. Сейчас мы готовим им обстоятельный ответ.

Однако Александр Киселев не исключил, что точно такой же список вопросов был прислан и на ГАЗ, чья площадка, с его точки зрения, все-таки более привлекательна - там уже подведены необходимые коммуникации и построены цеха, которые японцы могут оснастить своей линией по производству автомобилей. Это гораздо дешевле, чем заново строить завод в поле. На самом Горьковском автозаводе все отрицают. "Никаких конкретных предложений от "Тойоты" мы не получали и договоренностей о намерениях не было", - заявил "Известиям" руководитель пресс-службы ГАЗа Олег Гамов.

Не исключено, что вопрос о приходе японского концерна Toyota именно в Нижегородскую область будет вновь затронут уже в начале осени. 6 сентября полпред Сергей Кириенко по приглашению японской стороны едет в Японию - он возглавляет экономическую миссию Приволжского федерального округа. В Японии ему предстоит вести переговоры с японской экономической ассоциацией "Кейданрен", которую возглавляет его приятель и глава концерна Toyota Хироси Окуда.

Известия