20.08.2004


Rothmans станет русским. BAT будет выпускать популярные сигареты в Саратове



Екатерина Долгошеева

Компания British American Tobacco перенесла производство сигарет Rothmans из Великобритании в Россию. Благодаря этому Rothmans подешевеет в полтора раза. Ранее аналогичным образом повысил продажи своей марки Winston конкурент BAT, компания JTI.


Свое представительство в России British American Tobacco (BAT) открыла в 1991 г. Сейчас ВАТ занимает 2-е место на табачном рынке и владеет тремя табачными фабриками: “БАТ-Ява” (Москва), “БАТ СПб” (Санкт-Петербург) и “БАТ-СТФ” (Саратов). Основные марки: Kent, Vogue, “Ява Золотая”. Объем продаж компании в 2003 г. в натуральном выражении составил 60 млрд штук сигарет. Оборот не разглашается. Брэнд Rothmans достался ВАТ в 1999 г., после слияния с компанией Rothmans International. По данным агентства “Бизнес Аналитика”, марка Rothmans занимала в первом полугодии 2004 г. 0,05% российского рынка.

По словам директора по корпоративным отношениям ВАТ Владимира Аксенова, отныне сигареты Rothmans будут производиться на принадлежащей ВАТ фабрике в Саратове. До сих пор эти сигареты импортировались из Великобритании.

Вместе с переносом производства BAT проведет перепозиционирование марки и снизит цену на сигареты примерно в полтора раза.

На предприятии полагают, что сейчас в рознице пачка Rothmans будет стоить не более 20 руб. вместо прежних 32-34. “Цена на сигареты Rothmans изменена для того, чтобы избежать прямой конкуренции внутри портфеля марок ВАТ в России, в частности со стратегической маркой Kent”, — объясняет причины перепозиционирования Аксенов.

По данным маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, на средний ценовой сегмент (от 13 до 20 руб. за пачку) в натуральном выражении, в первом полугодии 2004 г. приходилось 19,4% рынка сигарет. Наиболее популярными марками в нем являются L&M (производитель — Philip Morris), на которую приходится 35,4%, Winston от JTI, на которые приходится 26,2%, и Chesterfield, также производства Philip Morris, который курят 10,3% потребителей данной категории сигарет.

По словам Аксенова, до сих пор у BAT не было сильного брэнда в среднем ценовом сегменте, который является самым динамично растущим на рынке. Сейчас за свою долю middle-класса поборется Rothmans.

“Теперь главным конкурентом Rothmans будут Winston [производятся компанией Japan Tobacco International]”, — говорит ассистент медиапланера РА MediaWest Ольга Осадчая (агентство будет размещать рекламу обновленных Rothmans).

По словам директора агентства “Бизнес Аналитика” Андрея Стерлина, аналогичное перепозиционирование проводил один из конкурентов BAT, компания JTI для своего брэнда Winston. “В начале 2000 г. доля этой марки составляла 0,5% рынка, а после перевода марки в более дешевый ценовой сегмент ее доля стала расти и достигла 5,4%”, — говорит Стерлин.

Насколько в JTI обеспокоены появлением нового конкурента, “Ведомостям” вчера выяснить не удалось — руководство компании было недоступно для комментариев.

Некоторые эксперты рынка видят в действиях ВАТ дальновидный шаг. “Сейчас ВАТ снизил цену на Rothmans для того, чтобы сделать эти сигареты более доступными и, соответственно, отобрать долю рынка у своих конкурентов. Не исключено, что, когда эта марка займет свою нишу, цены могут быть несколько подняты”, — считает президент ассоциации табачных дистрибьюторов “Грандтабак” Сергей Шелехов. “Кроме того, марка Rothmans уже очень хорошо известна рынку”, — уточняет Шелехов.



Ведомости