23.08.2004

ФСС урезала рынок коктейлей, но производители этого не признают



Юлия Ярош
Антон Сарайкин
Андрей Мусатов

Объем производства слабоалкогольных коктейлей незначительно сократился. По данным Федеральной статистической службы (ФСС, бывший Госкомстат), в первом полугодии было выпущено на 2,6% меньше, чем в первом полугодии прошлого года. Аналитики объясняют это прошлогодним перепроизводством, а производители отказываются признать данные статслужбы.


По данным ФСС, производство слабоалкогольных коктейлей в первом полугодии 2004 г. сократилось на 2,6% до 22,35 млн дал. Всего в 2003 г. было выпущено 45,9 млн дал. Потребление слабоалкогольных коктейлей в прошлом году составило 40–42 млн дал, что на 40% превышает уровень 2002 г. По оценкам аналитиков, в 2004 г. потребление коктейлей может увеличиться на 15–20%.

Руководитель аналитического отдела компании “Бизнес Аналитика” Георгий Твалчрелидзе отмечает, что это первое сокращение, произошедшее “по внутренним причинам рынка”, до этого, в 2001 г., снижение производства было связано с акцизной политикой государства. “В прошлом году было произведено 45,9 млн дал коктейлей, что намного превышает потребление — 40-42 млн дал. Производители просто переоценили перспективы рынка”, — объясняет эксперт.

По данным “Бизнес Аналитики”, розничные продажи слабого алкоголя распределяются неравномерно — большая часть продаж обычно приходится на второе полугодие. Однако в прошлом году за первые шесть месяцев произвели примерно половину годового выпуска. “В этом году динамика производства больше соответствует динамике потребления. Это еще одна причина, из-за которой кажется, что выпуск сократился”, — уточняет Твалчрелидзе.

Опрошенные “Ведомостями” производители слабоалкогольных напитков не признаются в сокращении производства, на котором настаивает ФСС. По словам руководителя отдела маркетинга компании “Браво Премиум” Елены Шевченко, у них и продажи, и производство в первом полугодии по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 35%. “Снижение уровня потребления коктейлей мы отметили только в июле и августе этого года. Скорее всего, это связано с тем, что лето не является пиком продаж из-за оттока людей из города”, — добавила Шевченко. В то же время она согласилась, что “рынок близок к насыщению и темпы роста в 2004 г. окажутся заметно ниже, чем в 2002-2003 гг.”.

Менеджер по PR компании “Вена” Татьяна Антончик также уверяет, что у них производство и продажа слабоалкогольных коктейлей выросли за первое полугодие на 4,6%. “Мы видели цифры ФСС. Надо отметить, что они пользуются данными, которые заводы поставляют добровольно, поэтому сложно сказать, отражают эти цифры реальность или нет”, — говорит Антончик. По ее словам, в “Вене” не только не заметили падение производства, но и, “напротив, наблюдали появление новых марок и обострение конкуренции”.

Дмитрий Барсуков, вице-президент по маркетингу холдинга “Веда” (в ноябре прошлого года запустили в Мордовии завод по производству слабоалкогольных коктейлей), объясняет выводы ФСС тем, что на рынке появляется большое количество новых марок. “В начале года мы ожидали, что появится 5-6 новых марок, сейчас можно насчитать уже около 30 новых брэндов”, — говорит Барсуков.

С тем, что данные госстатистики нужно корректировать, согласен Вячеслав Меркулов, директор по продажам МПБК “Очаково”: “Согласно независимому аудиту объем рынка растет. В сопоставлении с информацией ФСС это может указывать на то, что на рынке появилось большое число нелегальных производителей. В отличие от пива производство слабоалкогольных напитков не требует сложного оборудования”. Практика “Очаково” показывает, что “около 80% новых игроков уходит с рынка, не проработав и года, но они наряду с крупными игроками вносят свой вклад в объемы продаж”. “За первое полугодие 2004 г. мы добились 16%-ного роста продаж слабоалкогольных коктейлей и производство не снижали”, — добавляет представитель “Очаково”.

Тем не менее рынок растет. “В 2004 г., по нашим прогнозам, потребление коктейлей должно увеличиться на 15-20%”, — считает Твалчрелидзе из “Бизнес Аналитики”.

Еще одной любопытной причиной сокращения производства стало обвинение пивоваров в антирекламе коктейлей. Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин отмечает “крайне негативное освещение в прессе” культуры потребления слабоалкогольных коктейлей. Он не исключает, что это происки пивоваров.



Ведомости