24.08.2004

Займы почтой cобирается выдавать "дочка" Societe Generale



Василий Кудинов

Вслед за BNP Paribas и GE Сapital потребительским кредитованием в России займется французский банк Societe Generale. В партнеры банк выбрал компанию Baring Vostok Capital Partners, которая обещает охватить займами 25 млн клиентов, совершающих покупки в Интернете и по почтовым каталогам. Другие банки пока готовы уступить этот рынок, считая его слишком рискованным.


По данным Центробанка, объем кредитов, выданных российскими банками населению, в прошлом году вырос более чем вдвое, до 300 млрд руб. По итогам первого полугодия этот показатель увеличился еще в полтора раза до 440 млрд руб. Отдельной статистики по потребительским кредитам не существует. Ведущий оператор этого рынка – банк “Русский стандарт” за четыре года выдал более 1,2 млн кредитов на 41 млрд руб. На 1 июля его кредитный портфель составил 20,5 млрд руб.

Только за последний месяц на рынке потребительского кредитования состоялось две громкие сделки. Крупнейший оператор в Европе — французский BNP Paribas приобрел почти половину в капитале банка “Русский стандарт”, а лидер по потребкредитам в Америке — GE Capital — купил за $100 млн ДельтаБанк.

Теперь настала очередь Societe Generale. Его российская “дочка” — “Банк Сосьете Женераль Восток” — начала работу с населением в январе и по итогам I квартала получила убыток в 133 млн руб., опередив по этому показателю все другие банки. По словам гендиректора БСЖВ Мишеля Брику, на то, чтобы сбалансировать доходы и расходы, потребуется два-три года.

Но банк решил продолжить инвестиции в российскую розницу: сегодня будет объявлено о начале работы финансовой компании “Русфинанс”, созданной Societe General (51%) и компанией Baring Vostok Capital Partners (49%), управляющей фондами прямых инвестиций.

Гендиректор “Русфинанса” Бертран Госсарт уже заявил, что компания претендует на лидерство в потребкредитовании. Но капитал компании и планируемый объем инвестиций раскрывать не стал. “Русфинанс” будет не только выдавать займы в магазинах, как это делают уже многие банки, но и использовать технологии прямого маркетинга и дистанционного оформления займов. В этом “Русфинансу” поможет российский партнер — ведь фонду BVCP принадлежит “ППЕ Групп”, владеющая крупнейшим российским интернет-магазином “Озон” и компанией “Покупки на дом”, ежегодно доставляющей 3,6 млн посылок с товарами, купленными по каталогам. В базе данных группы есть информация о 25 млн российских покупателей, которых в “Русфинансе” считают потенциальными клиентами.

Благодаря такому подходу “Русфинансу” не потребуется банковская лицензия, говорят в компании, она будет предоставлять займы из собственных средств. Размер займов составит от 2500 до 200 000 руб., срок — от трех месяцев до года, стоимость — от 10% годовых, а время принятия решения о выдаче — около двух минут. Причем уже к концу года “Русфинанс” планирует выдать займов на $20 млн, говорит Госсарт. Оформить заем в “Русфинансе” можно будет и дистанционно: по телефону через колл-центр, через Интернет или по почте.

Правда, коллеги предвидят ожидающие новую компанию сложности. Небанковская структура не вправе вести счета клиентов, поэтому ей будет непросто правильно организовать работу и учитывать задолженность клиентов, предупреждает президент ДельтаБанка Александр Григорьев. Он уверен, что конкуренты станут пристально следить за деятельностью “Русфинанса” и немедленно проинформируют надзорные органы о возможных нарушениях закона. Без банковской лицензии выстроить работу финансовой компании с населением невозможно, убежден другой банкир. А директор управления Райффайзенбанка по работе с физлицами Александр Колошенко сомневается, что ставка в 10% позволит “Русфинансу” окупить затраты. Минимальная ставка, по его оценке, должна быть около 20%. А Григорьев считает слишком рискованным кредитование покупок в интернет-магазинах и прогнозирует рост невозврата с традиционных для рынка 1,5% до 20%. Похоже, так же думают и в “Хоум Кредит энд Финанс Банк”. Его представитель сообщил, что банк пока не видит в числе своих потенциальных клиентов покупателей интернет-магазинов и тех, кто выписывает товары из каталогов по почте. Выдать $20 млн потребительских займов до конца года можно только в сотрудничестве с крупнейшими торговыми сетями, убежден Григорьев. Найти таковых “Ведомостям” вчера не удалось. Лишь в сети магазинов бытовой техники “МИР” сообщили, что рассматривают предложение “Русфинанса”. А в четверг компания подпишет договор с екатеринбургской торговой сетью “Норд”.



Ведомости