24.08.2004

"Сибирский берег" расстается с "Крошкой-картошкой", но будет использовать концепцию старого партнера



Юлия Ярош
Антон Сарайкин
Татьяна Романова

Альянс московской сети быстрого питания “Крошка-картошка” и новосибирского производителя снэков компании “Сибирский берег” распался. Как стало известно “Ведомостям”, новосибирская компания отказалась продлевать заключенный в марте этого года договор франчайзинга, так как будет развивать аналогичную концепцию под собственным брэндом.


Группа компаний “Сибирский берег“, созданная в 1999 г., выпускает закуски к пиву под марками “Кириешки”, “Компашки”, BEERka и др. По собственным оценкам, доля группы на рынке снэков составляет 42%, а оборот – около $130 млн. Фирма “Технологии питания”, развивающая сеть “Крошка-картошка”, была основана в 1997 г. Сейчас ей принадлежит 25 стационарных заведений и 75 передвижных точек.

Руководитель отдела по связям с общественностью “Сибирского берега” Константин Лыкин рассказал “Ведомостям”, что франчайзинговый договор с “Крошкой-картошкой” заканчивается в конце 2004 г. и продлен не будет. “Мы посмотрели, как у них устроен бизнес. Больше необходимости в франшизе у нас нет”, — объяснил Лыкин. Сейчас компания сосредоточится на развитии собственной сети фаст-фудов в Нижнем Новгороде — в октябре там откроется несколько кафе. “После завершения договора франчайзинга мы переименуем две уже открытые “Крошки-картошки”, — говорит Лыкин. После Нижнего Новгорода компания планирует открывать рестораны в Красноярске.

Директор “Технологий питания” Андрей Конончук говорит, что ничего не знает о планах “Сибирского берега”. “Никаких особых достижений у них нет, и даже если они решат выйти из проекта, то "Крошка-картошка" ничего не потеряет. Другое дело, если бывший партнер начнет развивать концепцию, схожую с нашей, — по договору они не имеют права делать это в течение двух лет”, — уточняет менеджер.

Лыкин из “Сибирского берега” не скрывает, что концепция заведений “Сибирского берега” будет схожа с “Крошкой-картошкой”: “Там будут представлены блюда из картофеля, но мы несколько разнообразим меню”.


Не слишком удачный опыт отношений “Крошки-картошки” со своим франчайзи далеко не первый на российском рынке розничной торговли и общественного питания. Недавно холдинг “Марта”, будучи субфранчайзи “Спар ритейл” (держатель генеральной франшизы голландской Spar International в Москве и области), передал все свои магазины Spar в совместное предприятие с немецкой торговой группой Rewe, не предупредив бывших партнеров. Руководство “Спар ритейл” тогда заявило, что “Марта” имеет право искать других партнеров, а их договор не содержит никаких ограничений по ее выходу из проекта.

Подобные истории заставляют компании тщательно отбирать претендентов на свою франшизу. Например, “Бразерс и компания” (пиццерии “Сбарро”, рестораны “Баш на баш” и “Восточный Базар”) объявила о начале франчайзинговой программы еще в ноябре прошлого года, но до сих пор не заключила ни одного договора. Пресс-секретарь компании Карина Погосова говорит, что первые региональные проекты в Санкт-Петербурге они будут осуществлять сами. Франчайзинговые “Сбарро” должны появиться до конца года в Екатеринбурге, Самаре и Нижнем Новгороде, но соглашения еще не подписаны. “Мы очень требовательны к будущим партнерам, — объясняет Погосова. — Во-первых, они должны иметь начальный капитал, так как им придется инвестировать в открытие ресторана от $100 000 до $500 000 в зависимости от того, входит он в составе фуд-корта или занимает отдельное помещение. Первоначальная плата за франшизу составляет от $25 000 до $40 000 в зависимости от формата. Во-вторых, у них должны быть заключены долгосрочные договоры аренды для размещения ресторанов — на 5-10 лет. Кроме того, мы обращаем внимание на репутацию компаний”. Использование технологий “Сбарро”, по ее словам, запрещено в течение двух лет после выхода партнера из проекта.

Владислав Кочетков, эксперт “Магазина готового бизнеса”, уверен, что франчайзинг — “это неизбежный этап развития любой сетевой компании”. Хотя, замечает эксперт, работа по франшизе сопряжена с определенными проблемами: это и трудности в контроле качества работы, и воровство технологий. “Работая с франчайзи, легко получить удар по репутации, — говорит Кочетков. — Например, аптечная сеть "Ригла" продала франшизу в регионы, и в одной из аптек стали торговать контрафактной продукцией”. “Франчайзинг в России делает первые шаги, — утешает Анна Ширяева, гендиректор "Магазина магазинов". — И продавцы франшизы, и ее покупатели только учатся. Поэтому, например, есть тенденция завышения стартового взноса для отсеивания слабых игроков”.



Ведомости