24.08.2004

Маркетологи и рекламисты растут в цене



Юлия Дрокова

После многолетнего лидерства по росту доходов специалисты по продажам и логистике уступили пальму первенства рекламистам и маркетологам. Этот вывод следует из исследования, выполненного кадровым агентством “Сиб-Анкор”. Эксперты объясняют эту тенденцию ростом объемов рекламного рынка и ужесточением конкуренции.


Агентство по подбору персонала “Сиб-Анкор” создано в 1994 г., входит в общероссийскую сеть “Анкор”. “Сиб-Анкор” выпускает регулярные ежегодные и полугодовые обзоры с 1997 г. В обзоре зарплат за первое полугодие 2004 г. приняли участие 19 российских компаний, работающих в Новосибирске. Исследованы 44 должностные позиции.

По данным “Сиб-Анкора”, в среднем по Новосибирску за шесть месяцев 2004 г. зарплаты выросли на 20% (здесь и далее приводятся цифры без учета инфляции, которая составила за этот период 8%). Главной неожиданностью, рассказывает начальник аналитического отдела “Сиб-Анкора” Гаянэ Балян, стал выход на первое место специалистов по рекламе и маркетингу, увеличивших свои доходы на 26%. Более других — на 56% — возросли зарплаты руководителей отделов рекламы. Примерно на 30% прибавили в зарплате художники-дизайнеры и руководители отделов маркетинга. Лидерство этих специалистов Балян объясняет общим ростом объемов рекламной и маркетинговой деятельности компаний.

Владимир Верхоланцев, директор по развитию агентства маркетинговых коммуникаций Petra, объясняет дорожание рекламистов и маркетологов ростом рынка и дефицитом специалистов. Последние годы, говорит он, рекламный рынок Новосибирска увеличивается в среднем на 50% в год, а сопоставимого притока кадров нет. Выше становится цена профессиональной ошибки при планировании маркетинговых и рекламных мероприятий, все сложнее достучаться до сознания потребителя. Тот, кто это умеет, стоит все дороже и дороже, и так будет продолжаться еще несколько лет, считает Верхоланцев.




Второе место по темпам роста зарплат, уступив всего 1%, заняли менеджеры финансово-юридического блока. Зарплата юристов увеличилась на 39%, а финансовых директоров — на 25%. Старшие бухгалтеры (или заместители главных бухгалтеров) прибавили в цене больше всех — 41%. На их фоне сами главбухи выглядят забытыми — они подорожали всего на 5%, а если учесть инфляцию, то подешевели на 3%. Балян объясняет это перераспределением функций между главными бухгалтерами и их заместителями: “Сфера ответственности заместителей расширяется. Фактически они управляют сотрудниками бухгалтерии, готовят отчетность и контролируют основную часть финансовой документации”.

Третье место делят директора и специалисты по персоналу, прибавившие в доходах в среднем по 21%. Среди лидеров генеральные (39%) и исполнительные директора (50%), тренинг-менеджеры (29%) и директора по персоналу (27%).

Прошлый год рекрутеры называли “годом логистики” — зарплаты в этой сфере тогда выросли почти на 50%. Теперь рост существенно замедлился, достигнув всего 16,3% за полгода. А начальники транспортной группы (или заместители руководителей отделов логистики) с учетом инфляции даже потеряли в доходах 4%.

Сотрудники отделов продаж после безусловного лидерства в течение последних нескольких лет подорожали в среднем всего на 20%. Аутсайдерами среди специалистов по продажам стали руководители отделов розничных продаж — 7%, или минус 1% с учетом инфляции.

За 2003 г. альтернативный обзор зарплат сделало агентство Business Connection. Полугодичную версию обзора агентство не готовило, но, наблюдая за рынком, управляющий партнер Business Connection Ильгиз Валинуров заметил, что все топ-менеджеры продемонстрировали в первом полугодии рост зарплат на 30-50%. Это в равной степени относится как к генеральным директорам и директорам филиалов, так и к директорам подразделений продаж, маркетинга, персонала. В то же время руководящие сотрудники тех же подразделений, считает Валинуров, ростом доходов лишь покрыли инфляцию.

Специалисты по персоналу, опрошенные “Ведомостями”, склонны считать выводы “Сиб-Анкора” более достоверными. Галина Митюшкина, руководитель службы управления персоналом издательского дома “Сатрен”, констатирует, что доходы “продажников” в компании росли медленнее, чем рекламистов и маркетологов: “Конкуренция все жестче, каждый шаг требует маркетингового исследования, а каждое новое предложение — качественного продвижения”.

Евгения Доможирова, директор по персоналу группы компаний “Евродвери”, отмечает, что в последнее время к традиционным лидерам — специалистам по продажам в доходах подтягиваются другие подразделения. “Я объясняю это тем, что конкуренция теперь строится не только на профессионализме "продажников", но и на внутренних технологиях, которые обеспечивают как раз финансовые, маркетинговые службы, департаменты по управлению персоналом”.



Ведомости