24.08.2004

Дорого! Столичные рестораторы переоценивают платежеспособность петербуржцев



Глеб Крампец
Андрей Мусатов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Доходы петербуржцев ниже, чем у жителей столицы. Однако большинство московских сетей общественного питания, выходя на петербургский рынок, предпочитают не обращать на это внимания. Эксперты полагают, что москвичи занимают место на рынке в ожидании роста благосостояния населения.


По данным исследовательской компании “КОМКОН СПб”, заведения общепита хотя бы один раз в три месяца посещают почти 4,8 млн москвичей (62% от жителей города старше 10 лет) и 2,5 млн петербуржцев (59%). При этом в Москве более популярны обычные рестораны (их посещает 13% жителей столицы и лишь 8,5% петербуржцев) и предприятия быстрого питания (50% и 38% соответственно). В Северной столице отдают предпочтение кафе и кофейням (в них бывают 25% петербуржцев и 15% москвичей) и пивным барам (12,5% против 9,5%). По данным “КОМКОН СПб”, весной этого года средний ежемесячный доход на члена семьи составлял в Москве 7500 руб., а в Петербурге – 6000 руб. Гендиректор Ассоциации рестораторов Петербурга Рашид Магдеев говорит, что в Петербурге сейчас работает около 30 торговых точек московских сетей общепита, в том числе “Кофе Хауз”, “Планета Суши”, “IL Патио”, “Якитория”, “Теремок” и “Крошка-картошка”.

Суши-бары “Якитория” и “Гин-но Таки”, придя в Петербург, не стали менять цены. В этом нет необходимости, считает Инна Исмайлова, менеджер отдела маркетинга и рекламы ассоциации Vesta Center, в которую входят эти сети. По словам Исмайловой, средний посетитель оставляет в “Якитории” не больше $20. “Такие затраты может позволить себе любой петербуржец, который регулярно посещает заведения общепита”, — полагает она.

А гендиректор сети “Крошка-картошка” Андрей Конанчук говорит, что его компания не может снижать цены в петербургской сеaти, так как себестоимость продукции здесь не отличается от московской.

Местные рестораторы считают, что москвичи совершают ошибку, не учитывая более низкой по сравнению со столицей покупательной способности петербуржцев. “В конкурентной борьбе на нашем рынке определяющим фактором пока является цена, поэтому мы не опасаемся экспансии москвичей”, — говорит президент “Евразия холдинга”, которому принадлежит 18 ресторанов и суши-баров, Алексей Фурсов. Оборот среднего суши-бара в столице превышает, по словам Фурсова, 100 000 руб. в день, это вдвое больше, чем в Санкт-Петербурге. Средний чек в суши-баре “Евразия” — около 300 руб.

“Москвичи часто неправильно выбирают ценовую политику в Петербурге, — соглашается с ним гендиректор и совладелец сети "Чайная ложка" Борис Крупкин. — Если бы мы выходили в Москву, цены в наших заведениях поднялись бы на 30%, и все равно они были бы ниже, чем у конкурентов”. По его словам, основное преимущество питерских рестораторов заключается в том, что они умеют работать с “маленькими деньгами”, на которые москвичи просто не обращают внимания.

Но столичная сеть кофеен “Кофе Хауз”, открывшая уже пять заведений в Петербурге, учла особенности местного рынка. По словам директора компании по маркетингу Екатерины Салангиной, в петербургских кофейнях сети цены на 25-30% ниже московских, а средний чек $6-9, что на 20-30% меньше, чем в столице. Салангина признает, что петербургский рынок еще не заполнен, однако и покупательная способность здесь ниже. “Мы работаем здесь в расчете на перспективу и рост доходов петербуржцев”, — объясняет она.

При этом “Кофе Хауз” не отказался от официантов. Салангина считает их дополнительным конкурентным преимуществом своей сети (большинство петербургских кофеен работают по принципу самообслуживания. — Ведомости), целевая аудитория которой несколько отличается от посетителей местных конкурентов. По ее словам, “Кофе Хауз” рассчитывает на более обеспеченного и требовательного клиента, который, скорее всего, не захочет стоять у кассы и носить поднос.

Петербургская сеть кофеен “Идеальная чашка”, открывшая уже два заведения в Москве, учла местные особенности и установила цены в столице на 20-30% выше, чем “дома”, сохранив формат и стандарты обслуживания. “Мы не собираемся изменять наши стандарты ради одного региона”, — сказал исполнительный директор сети Леонид Луговой.




Гендиректор консалтинговой компании Rest Con Андрей Петраков отмечает, что петербуржцы более демократичны, они лояльнее относятся к персоналу и стандартам обслуживания. Здесь, например, больше распространены оплата у кассы и самообслуживание. Cтоличные операторы, выходя на петербургский рынок, не понижают цены, рассчитывая на обеспеченную аудиторию, которой предлагают более высокий уровень обслуживания, отмечает он. Но для заведений демократичных форматов, полагает Петраков, определяющим конкурентным преимуществом является цена, и московским рестораторам в этом сегменте нужно вести более гибкую ценовую политику, особенно в регионах.



Ведомости