26.08.2004

Нью-Йорк заработает на съезде республиканцев $265 млн



С 30 августа по 2 сентября в Нью-Йорке будет заседать съезд (конвенция) республиканской партии США. Съезд будет бессюжетным. Он благословит на переизбрание тандем Буш-Чейни и примет избирательную программу, которая забудется как прошлогодний снег сразу же после голосования. К ней притронутся уже не журналисты, а историки, да и то самые дотошные.

Во всем этом нет ничего удивительного. Предвыборные съезды двух главных политических партий США уже давно перестали быть ристалищем кандидатов в президенты, победителей в котором определяли "люди с толстыми сигарами в задних курительных комнатах". Сейчас все решается на стадии праймерис. Съезды лишь ратифицируют их итоги. Основная задача съездов - максимальные реклама и паблисити партии и ее кандидатов.

Но отсутствие сюжета еще не означает отсутствие интриги. Бессюжетность того, что ожидается в стенах Мэдисон Сквер Гарден, будет резко контрастировать с многоходовыми интригами вне его стен. Вот о них-то мы и поговорим.

"Максимум шума на каждый затраченный доллар"

Республиканцы выбрали Нью-Йорк местом проведения своего съезда с определенным вызовом. Город на Ист-Ривер и Гудзоне - цитадель демократов. Республиканские стратеги остановились на Нью-Йорке не для того, чтобы изменить его традиционную партийную ориентацию, а чтобы "получить максимум шума на каждый затраченный доллар".

Горожане приветствовали съезд. Съезд - это около пяти тысяч делегатов, плюс их семьи, плюс 15 тысяч представителей масс-медиа, плюс туристы-зеваки. Городские власти подсчитали, что настригут для экономики Нью-Йорка 265 миллионов долларов.

До начала съезда осталось всего ничего, а многие номера в отелях пустуют. Не забронированы столики в модных ресторанах, некоторые бродвейские шоу закрываются на время съезда, поскольку их содержание слишком рискованно для республиканцев-провинциалов. Среди них награжденная премией Пулитцера пьеса "Я сама себе жена" - о немецкой транссексуалке. (Кстати, организаторы съезда, озабоченные моральным обликом делегатов, опубликовали списки запретных шоу, кварталов и улиц).

Причин обмеления доходов несколько. Главная из них - страх перед политическими протестами и повышенные меры безопасности. Они отпугивают жителей города и туристов. Пример Бостона, где недавно состоялся съезд демократической партии, насторожил Нью-Йорк. Во время съезда улицы Бостона пустовали, а делегаты не особенно тратились. Бостонский исследовательский институт подсчитал, что город получил лишь десятую часть ожидаемой прибыли - 14,8 миллиона долларов вместо 154 миллионов.

Делегаты приезжают без жен, демонстранты - общинами

Страх перед терроризмом, перед манифестантами накладывается на традиционную прижимистость республиканцев, в особенности провинциалов. Многие приезжают без семей, даже без супруг, в номера селятся по двое.

Парадоксально, но больше всего пострадает бизнес, расположенный в непосредственной близости от Мэдисон Сквер Гарден. Эта территория превратится в зону экстремальной безопасности и станет недоступной для человека с улицы.

- Кому будет охота шоппинговать здесь? - говорит Латиф Диагам, торгующий в обувном магазине. - Как люди вообще смогут добираться до нас? Я лучше уйду в отпуск. Я плачу аренду за мой шоп 6 тысяч долларов в месяц...

Тим Зэгат, выпускающий популярный путеводитель по Нью-Йорку - рестораны, шоппинг, ночная жизнь, говорит:

- Если город будет выглядеть дружелюбным и чистым, то он на этом сможет заработать в длительной перспективе. Но если у людей создастся впечатление, что по улицам можно ходить лишь за ручку с полицейским, тогда поминай как звали...

Делегатов съезда и людей, протестующих против него, объединяет лишь одно - поиск крова и пищи. В остальном они - лед и пламя. Но даже в этих основных человеческих потребностях они разнятся полярно. Первых в Нью-Йорке ожидают многозвездные отели и кабаки, вторых - такие же, как они, демонстранты из местных.

Шелби Эдисон, молодая женщина из бруклинского Сансет-парка, нервничает. Она должна предоставить кров двум манифестантам из Канады, двум лесбиянкам и еще двум активисткам-велосипедисткам, но не знает точно, когда они приедут. Ее гостеприимство искренне, но ограничено одной маленькой комнатой, где вместо кроватей прибывающих ждет голый паркет. "Чем больше их поместится, тем лучше", - говорит Шелби. Ее "отель" бесплатный. Единственная валюта, которая имеет здесь хождение, - это солидарность. Своих будущих жильцов Шелби не знает. Никогда с ними раньше не встречалась, но они соратники по борьбе "за" и "против".

Хозяева и гости находят друг друга по политически ориентированным вебсайтам. По ним устанавливается совместимость сторон: умеренные приглашают умеренных, анархисты - анархистов и так далее. Например, Лари Найтон и ее бойфренд в объявлении о сдаче комнаты выставили такие условия: "Не употреблять наркотики и не курить. Все остальное дозволено".

Скваттеры, захватившие недостроенный дом Каса дель Соль в Бронксе, готовы принять семьдесят демонстрантов и обещают им "полный комфорт" - отсутствие кондиционеров, горячей воды и непокрытые полы. Каса дель Соль находится на 136-й стрит. На кирпичном фасаде, оклеенном многочисленными плакатами и разукрашенном многоцветными граффити, висит лозунг "Это наша община! Убирайте за своими собаками! Нет фашизму!". Коротко и ясно. Гостям предоставлен шестой этаж. Там их ждут одеяла и магнитофон, наяривающий "Роллинг стоунз".

Командует приемом гостей Рафаэль Буэно, который утверждает, что он - жрец племени майя. В бейсбольной шапочке набекрень, окруженный луком со стрелами, сомбреро, шанцевыми инструментами, бутылками из-под молока, топорами, пианино и перевернутой ванной "жрец" говорит: "Люди, которых я принимаю, - самые неустроенные, а значит, - самые прекрасные люди на земле".

Гостей-демонстрантов ждут и вполне респектабельные церковники. Преподобный отец Эрл Куперкемп, настоятель церкви святой Марии, готов принять 30-50 человек, которым предоставляется выбор - спать на деревянных скамьях церкви или на холодных плитах в ее подвале. Единственное условие - обитатели должны покидать свой ночлег не позже шести часов утра.

Полиция Нью-Йорка встречает съезд во всеоружии

Готовится встретить манифестантов и полиция Нью-Йорка. Но ее гостеприимство несколько иного рода. Не такое примитивное. Камеры точнейшего изображения, способные фотографировать днища автомашин. Закупленные у Италии новенькие вертолеты, вооруженные "ночным солнцем" - мощными прожекторами. Специальные щипцы, чтобы отделять друг от друга скованных одной цепью демонстрантов. Металлические барьеры, останавливающие транспорт. Собаки, натасканные на взрывчатку.

На днях полицейский департамент Нью-Йорка провел генеральную репетицию перед началом съезда, чтобы проверить свою готовность и попугать противника. Перед Мэдисон Сквер Гарден, где будет заседать съезд, вкруговую воздвигли "сэлли порты", похожие на ворота средневековых замков. (Отсюда их название). "Сэлли портов" будет всего восемь. Действуют они следующим образом. Как только подозрительная машина приближается к зданию арены, металлический барьер высотой примерно в метр опускается. Автомобиль въезжает и оказывается в западне. Барьер сзади вновь поднимается, а впереди возникает еще один такой же барьер. Изолированную таким образом машину проверяют ультрачувствительными камерами и дают обнюхать собакам. Если машина о'кей, ее пропускают, если нет - зовут экспертов по разминированию.

Для законопослушных манифестантов - гостиничные номера со скидкой

А нью-йоркский мэр Блумберг придумал следующую игру. Тем манифестантам, которые будут протестовать "в рамках", город будет выдавать удешевленные места в гостиницах и ресторанах, билеты со скидкой на шоу и в музеи. Зачем бить витрины, если можно получить по дешевке куриный салат в забегаловке? Зачем переворачивать автомашины, если можно посмотреть на Бродвее со скидкой "Свадьбу Тони и Тины"? И впрямь - зачем?

Но как отличить тех, кто "в рамках", от тех, кто "вне рамок"? Для этого городские власти заказали жетоны. На них изображена Статуя Свободы, красуются слова "Добро пожаловать, мирные политические активисты!". Предъявив такой жетон, естественно, предварительно "заслужив" его, вы можете посетить музей Уитни, Музей секса (!), универмаг "Покемон-центр", рестораны "Мисс Мэмис" и "Эпплби" и некоторые другие места.

Буш похвалил Керри за его боевые подвиги

Президент США Джордж Буш удивил американцев. Прежде всего тех из них, кто на ноябрьских выборах собрался голосовать за кандидата от демократов Джона Керри. Глава государства предложил запретить показ по телевидению нашумевшие рекламные ролики, в которых ставятся под сомнение военные заслуги его оппонента на президентских выборах Джона Керри.

Выступая перед журналистами на своем ранчо в Кроуфорде (штат Техас), Буш сказал, что "служба Керри во Вьетнаме вызывает восхищение", а политическая реклама, которую американцы могли лицезреть на протяжении последних нескольких недель, "абсолютно неприемлема".

Больше всего это заявление удивило самих демократов. Уж они-то были в полной уверенности, что грязная PR-кампания, развернутая на телевидении, - дело рук предвыборного штаба Буша. На прошлой неделе Джон Керри открыто обвинил республиканцев в нечестной игре, заявив, что "творческая группа, стоящая за этими не соответствующими действительности роликами, незаконно работает на Буша". Тогда же он обратился в федеральную избирательную систему с требованием прекратить показ роликов.

И вот теперь выясняется, что штаб республиканцев к роликам никакого отношения не имеет. За них платили группы, напрямую не связанные ни с демократами, ни с республиканцами: конкретно заказ поступил от ветеранов вьетнамской войны, решивших таким образом оказать поддержку президенту.

Буш дал понять, что необходимо как можно скорее запретить показ всех роликов, снятых по заказу независимых групп и общественных организаций. Правда, президент не уточнил, как этого можно добиться. Никакого закона по поводу деятельности таких групп в США нет.

Известия