26.08.2004

Новая приманка. Пошлины на импортные автокомпоненты могут снизить



Андрей Панов
Юлия Федоринова

Иностранные автогиганты, лоббировавшие снижение тарифов на ввоз в Россию автокомпонентов, могут быть довольны. Минэкономразвития и Минпромэнерго готовы снизить пошлины на запчасти с 10% до 3%. Российские автопроизводители надеются, что за счет этого смогут быстрее привлечь новых инвесторов.


В 2003 г. в России произведено 1,01 млн автомобилей, в том числе 53 750 иномарк. Импорт иномарок составил около 170 000 новых и около 400 000 подержанных машин. В 2004 г., по прогнозам, производство “российских иномарок” удвоится.

Вчера замдиректора департамента промышленности Минпромэнерго Николай Сорокин заявил журналистам, что его ведомство предлагает снизить таможенные пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей с 10% до 3%. Подешеветь может ввоз лишь запчастей для промышленной сборки. По мнению Сорокина, это подтолкнет иностранные компании к открытию производств в России.

По словам источника в Минэкономразвития, которое должно одобрить эти предложения, они обсуждаются с 2002 г. Сейчас чиновники пишут проект постановления правительства о снижении пошлин, но пока не могут точно определить критерии, по которым автокомпоненты для промсборки можно будет отличить от остальных запчастей.

Ранее чиновники ряда федеральных министерств утверждали, что снижения пошлин на автокомплекты требовал Volkswagen. Концерн собирается открыть сборочное производство автомобилей Bora в подмосковном Ступине. В российском представительстве Volkswagen инициативу Минпромэнерго вчера комментировать отказались. Остальные иностранные производители отнеслись к ней с энтузиазмом. Представитель Renault, который летом 2005 г. планирует начать выпуск Logan на мощностях “Автофрамоса” в Москве, Наталья Мишенина назвала это “позитивным шагом”. “Главное, чтобы правительство не затягивало принятие решения”, — говорит она. По словам Екатерины Кулиненко, пресс-секретаря российского подразделения Ford, чье сборочное производство во Всеволожске выпустит в 2004 г. 29 000 автомобилей Focus, снижение пошлин будет “дополнительным привлекательным фактором” для потенциальных инвесторов. Сам Ford, впрочем, таможенные пошлины вовсе не платит — компания использует режим свободного таможенного склада под обязательства довести долю российских комплектующих в себестоимости к 2005 г. до 50%.

Российские автопроизводители, рассчитывающие создать СП с иностранцами, надеются, что меньшие пошлины позволят им быстрее убедить партнеров. По словам гендиректора “Северсталь-авто” Вадима Швецова, средневзвешенная пошлина на автокомпоненты достигает 12%, а тариф на ввоз готовых иномарок — 25%, и сборка в России не окупается. Снижение пошлин на автокомпоненты “могло бы стать хорошим инвестиционным стимулом”, говорит Швецов. А вот один из заместителей директора “АвтоВАЗа” убежден, что снижать пошлины разумно лишь на те комплектующие, которые не производятся в России.

Аналитик “УралСиба” Вячеслав Смольянинов отмечает, что снижение затрат на пошлины будет выгодно производителям и российских автомобилей, и иномарок. Если тарифы снизят до конца года, то привлеченные этим инвесторы могут прийти в Россию уже в 2005-2006 гг., считает эксперт.



Ведомости