27.08.2004

Большой бизнес помог "Папе". Абызов и Махмудов спонсируют кино



Антон Сарайкин
Екатерина Дербилова
Татьяна Романова
Елена Виноградова

Известные российские бизнесмены выделили несколько миллионов долларов на первый продюсерский проект известного актера Владимира Машкова. Правда, признаются инвесторы, они выступали скорее как меценаты, а не предприниматели. Однако участники кинорынка уверены, что российское кино уже может приносить прибыль, и ждут, когда инвесторы начнут воспринимать кино как индустрию.

Вчера с Сибири начался всероссийский прокат драмы Владимира Машкова “Папа” (экранизация пьесы Галича “Матросская Тишина”). Фильм уже демонстрировался на последнем Московском кинофестивале, где завоевал приз зрительских симпатий. Режиссером, генеральным продюсером и исполнителем главной роли в этой картине выступил Машков.

Сопродюсер “Папы” Михаил Зильберман рассказал “Ведомостям”, что бюджет съемок составил около $3,5 млн и еще около $500 000 пойдет на продвижение картины. Причем основную часть этих средств, по словам Машкова и Зильбермана, выделила группа предпринимателей. Среди них член правления РАО ЕЭС, председатель совета директоров компании “Российские коммунальные системы” (РКС) Михаил Абызов, совладелец Уральской горно-металлургической компании и “Трансмашхолдинга” Искандер Махмудов, совладелец “ТрансГрупп” Сергей Глинка. Эти “сердцем близкие друзья” помогли снять фильм, говорит Машков, и при этом никаких условий предприниматели не ставили, а просто “хотели увидеть человеческую историю”. “Ни о каком бизнесе здесь речи нет. Это будет чудом, если мне удастся вернуть ребятам деньги”, — отмечает генеральный продюсер. Зильберман настроен более оптимистично. Он рассчитывает, что в российских кинотеатрах “Папа” соберет $2-2,5 млн, а продажа прав на показ картины на телевидении, за рубежом, а также выпуск кассет и DVD позволят получить прибыль.

Сами инвесторы уверяют в своей бескорыстности. Михаилу Абызову очень понравился сценарий “Папы”, поэтому финансирование фильма было для него “важным с личной точки зрения”. Причем в финансировании, по словам Абызова, участвовал не только он сам, но и компания “РКС”. Источник, близкий к “Трансмашхолдингу”, подтвердил, что эта компания финансировала кинопроект из желания помочь российскому кинематографу.

В 1999-2003 гг. схожее желание испытывали многие крупные компании, например в кинопроизводство инвестировали “Славнефть” и Северский трубный завод. В тот период средства на съемки фильмов, получивших национальный статус, не облагались налогом на прибыль, и во многих случаях дело до кинопроизводства даже и не доходило. Так, по данным главного редактора журнала “Искусство кино” Даниила Дондурея, в 1999-2000 г. из заявленных к производству 700 фильмов было снято 180.

Налоговая льгота отменена, но теперь, считают участники российского кинорынка, отечественное кино может приносить прибыль. “Русское кино отбирает зрителя у американских фильмов. Развивается product placement, кино превращается в реальный рынок”, — уверяет директор агентства “Интерсинема Арт” Раиса Фомина. И кинопроизводство становится интересным для инвесторов, считает она. Александр Тимофеев, гендиректор компании “Инвесткинопроект”, приводит в пример фильм “Ночной дозор”. По данным его заказчика, “Первого канала”, картина собрала в кинотеатрах порядка $16 млн. В этом году общий оборот кинопроката составит порядка $300 млн, из которых 10% придется на отечественное кино. И если первые инвестиции в этой отрасли шли на строительство современных кинотеатров, сейчас должна начаться волна инвестиций в кинопроизводство, считает Тимофеев.

Осталось убедить в том же самом инвесторов. “Наступило время, когда бизнес может рассматривать киноиндустрию как поле для инвестиций, но сам бизнес это пока не понимает в силу ограниченного числа успешных проектов”, — сожалеет гендиректор продюсерской фирмы “Профит” Игорь Толстунов. О том, что пока немногие фильмы окупаются в прокате, говорит и Фомина.

Впрочем, прокатчики и продюсеры не унывают. Компании “Инвесткинопроект”, “Парадиз”, “Синема-Парк”, продюсерская “А.Медиа” заявляли о желании заняться производством художественных фильмов. А несколько продюсеров признались, что интерес к инвестициям в кино проявляют несколько крупных индустриальных компаний. Впрочем, до завершения переговоров они не стали рассказывать о деталях. Александр Акопов, генеральный директор “А.Медиа”, прогнозирует, что кино в России станет настоящей индустрией только через 4-5 лет, когда сборы от кинопроката достигнут $800 млн в год.



Ведомости