01.09.2004


"Нидан" идет в ритейл. Производитель соков строит торговые центры



Антон Сарайкин
Екатерина Долгошеева
Юлия Дрокова

Группа компаний “Нидан”, один из крупнейших производителей соков в стране, решила заняться ритейлом. Первые четыре торговых центра появятся в родном для компании Новосибирске. Участники рынка считают, что “Нидан” выбрал верное направление для инвестиций, так как рентабельность сокового рынка снижается.


Группа компаний “Нидан”, основанная в Новосибирске в 1998 г., владеет тремя заводами по производству соков в Подмосковье, Новосибирске и на Украине и двумя молочными заводами в Новосибирске. Оборот группы в 2003 г. составил, по собственным данным компании, около $170 млн. По данным агентства “Бизнес-Аналитика”, в первом полугодии 2004 г. “Нидан” занимал 7,2% российского рынка соков.

Как рассказала “Ведомостям” исполнительный директор ГК “Нидан” Ольга Еремеева, группа открыла новое бизнес-направление “девелопмент и ритейл”, в рамках которого займется строительством торговых центров в регионах. “Ритейл — быстрорастущий сектор экономики, а крупных игроков в регионах пока нет”, — объясняет решение акционеров Еремеева. По ее словам, первые гипермаркеты будут построены в Новосибирске: в ближайшие 2-3 года там планируется открыть 3-4 торговых центра. Первый из них может быть открыт уже в середине 2005 г. “Этот город нам ближе, мы его лучше знаем”, — говорит Еремеева.

Объем инвестиций на этом этапе составит $30-40 млн, источники финансирования проекта она не раскрывает. “Могу лишь сказать, что средства на ритейл не будут отвлекаться от других бизнес-направлений компании”, — говорит Еремеева.

Пока группа займется лишь строительством торговых центров. Вопрос о том, будет “Нидан” управлять сетью самостоятельно или для этого привлечет другие компании, находится в процессе обсуждения. Сейчас группа ищет подходящие участки в Новосибирске и утверждает название для сети.

Владислав Кочетков, консультант компании “Магазин готового бизнеса”, говорит, что сегодня инвестиции в торговую недвижимость “очень выгодны” и “Нидан” принял правильное решение. “После раскрутки проекта они смогут продать свою сеть какому-нибудь московскому ритейлору на 20-25% дороже”, — полагает консультант.

По мнению директора крупнейшей новосибирской сети гипермаркетов “Холидей-Классик” Алексея Захарова, емкость новосибирского рынка позволит вместить еще около 10 торговых центров. “Холидей-Классик”, в свою очередь, также торопится занять перспективную нишу: компания планирует открыть три супермаркета до конца года и еще 12 в будущем году, говорит Захаров. Гендиректор инвестиционной компании “Лэнд” (владеет сетью “Холидей-Классик”) Николай Скороходов добавляет, что всего в течение двух лет группа вложит в развитие ритейла $30-50 млн.

Российские производители молока и сока в последнее время все чаще обращают внимание на другие отрасли. Так, по словам директора по PR ОАО “Лебедянский” Александра Костикова, в апреле акционеры компании вложили $4 млн в выпуск слабоалкогольных коктейлей Trax. “Темпы роста сокового рынка начали снижаться, производители ищут ниши для диверсификации бизнеса”, — говорит Костиков.

А совладельцы “Вимм-Билль-Данна” Давид Якобашвили, Сергей Пластинин и Гавриил Юшваев решили заработать на спасении людей от пожаров. Партнеры вложили $30 млн в производство специальных капюшонов, которые защищают людей от ядовитых газов.



Ведомости