02.09.2004

Виртуальная "Сибирь". Авиакомпания будет продавать билеты через Интернет



Илья Хренников

Авиакомпания “Сибирь” первой из российских авиаперевозчиков начинает продажи билетов через свой интернет-сайт. Билеты на рейсы “Сибири” в Германию можно будет оплатить через Интернет уже с октября. К весне он-лайн продажи распространятся на все рейсы. Конкуренты “Сибири” тоже готовятся к введению нового способа продаж билетов.


Авиакомпания “Сибирь” — вторая по величине в России после “Аэрофлота”. В 2003 г. перевезла 3,4 млн пассажиров. Эксплуатирует 34 самолета Ту-154, 12 Ил-86, два Ту-204 и два Airbus-310. “Сибирь” владеет контрольным пакетом армянской Armavia, которая эксплуатирует четыре самолета A320. Выручка “Сибири” по МСФО за 2003 г. составила около $370 млн, чистая прибыль — $1 млн. Государство владеет 25,5% “Сибири”, 56,8% акций принадлежат Наталье Филевой, жене и первому заместителю гендиректора “Сибири” Владислава Филева.

Вчера “Сибирь” объявила о намерении стать первой компанией в России, которая будет продавать билеты на свои рейсы посредством Интернета. “Ряд авиакомпаний и агентств практикуют заказ билетов через Интернет, но при этом все равно надо добираться до кассы, выкупать бронь или тратить деньги на курьера. У нас же на сайте будет осуществляться бронирование и покупка: деньги будут списываться с номера кредитной карточки, указанного клиентом в Интернете, а билет он сможет забрать в аэропорту перед вылетом”, — рассказывает директор корпоративных и интернет-продаж “Сибири” Сергей Лаврентьев. “Обкатку” новой технологии на рейсах в Германию он объясняет тем, что туда летают больше пассажиров с кредитками и доступом в Интернет. К весне, по его словам, билеты на все рейсы “Сибири” можно будет купить в он-лайне. А затем компания планирует перейти к электронным билетам, не предусматривающим предоставления пассажиру стандартного бланка билета.

По словам Лаврентьева, мировой опыт показывает, что продажи через Интернет втрое дешевле других каналов дистрибьюции билетов. Сейчас “Сибирь” продает 20% билетов через собственные кассы, а 80% — через агентов. Лаврентьев надеется, что к концу 2005 г. доля интернет-продаж достигнет 5%. А поскольку общие расходы компании на дистрибьюцию билетов составляют около $35 млн, то экономия “Сибири” может составить более $1 млн.

Многие западные авиакомпании продают через Интернет большую часть билетов. Лидерами в этой сфере являются low-cost авиаперевозчики EasyJet и RyanAir. В этих компаниях 94% продаж авиабилетов приходится на Интернет. Конкуренты “Сибири” также готовятся к внедрению интернет-продаж.

“За этим — будущее. Но интернет-продажи могут стать дополнительным, но не самым массовым каналом продаж авиабилетов, — говорит директор по работе с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. — Зачастую люди бронируют билеты из городов, где не то что Интернет, а даже устойчивая телефонная связь является проблемой”. По его словам, необходимо также решить вопрос о документировании интернет-продаж в финансовой отчетности авиакомпаний, а также четкой идентификации личности при продаже авиабилетов через Интернет в соответствии с требованиями властей. Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак говорит, что западные low-cost перевозчики за счет продаж авиабилетов в он-лайне экономят до 10% своих операционных расходов. Он считает, что и в России интернет-продажи авиабилетов будут расти. К тому же Международная авиатранспортная ассоциации потребовала от всех своих членов, в том числе и российских авиакомпаний, летающих за рубеж, к 2007 г. внедрить технологию электронного билета.



Ведомости