02.09.2004


Ford не смог избавиться от электромобилей. Экологи помешали компании сдать их в металлолом



Джеймс Макинтош
Николас Джордж


Экологи заставили Ford отказаться от планов сдать в утиль 400 подержанных электромобилей, сделанных в Норвегии. Защитники окружающей среды взяли штурмом норвежскую штаб-квартиру американской автомобильной компании. Теперь Ford лучше отправить экологичные автомобили обратно на родину.


Ford Motor – третий мировой автопроизводитель по количеству проданных машин. В 2003 г. компания реализовала 6,72 млн автомобилей. По итогам прошлого года выручка Ford составила $164,2 млрд, чистая прибыль – $495 млн. В конце 1990-х гг. Ford приобрел норвежскую компанию Think Nordic, разрабатывающую электромобили, чтобы выполнить требование штата Калифорния о создании автомобиля с нулевым выбросом выхлопных газов. Норвежские электромобили Ford сдавал американским потребителям в лизинг на срок до трех лет. Но вслед за тем, как власти штата снизили экологические требования, в конце 2002 г. Ford отказался от производства электромобилей и продал Think Nordic.

В конце прошлой недели Ford вынужден был отказаться от планов отправить на металлолом около 400 экспериментальных электромобилей Th!nk. Ранее Ford утверждал, что это необходимо сделать, так как разрешенный американскими властями срок лизинга заканчивается и электромобили не соответствуют требованиям безопасности. Но американская компания вынуждена была дать задний ход, после того как 14 активистов-экологов забрались на стены и крышу штаб-квартиры Ford в столице Норвегии Осло и растянули плакаты “Ford, не разрушай Th!nk (мысль)”. Другие норвежские экологи тем временем заблокировали электромобилями въезд в один из салонов американской компании и разнесли вдребезги на его ступенях один обычный Ford. “Мы не понимаем, почему они задумали разрушить электромобили при наличии [в Европе] листа ожидания желающих купить их”, — возмущался норвежский лидер Greenpeace Трульс Гуловсен.

К использованным в США Th!nk проявила интерес норвежская компании Elbil Norge, которая предложила за них $1 млн. Но представитель Elbil Norge Ханс Квистле заявил, что до протестов экологов Ford, похоже, даже не рассматривал их предложение всерьез. В американской компании признались, что целый ряд небольших европейских фирм был готов купить у нее подержанные Th!nk. Но Ford посчитал, что издержки на их транспортировку в Европу, подгонку под местные стандарты и предпродажную подготовку обойдутся намного дороже, чем просто сдать машины в металлолом. К тому же в компании полагали, что подержанные маленькие Th!nk нанесут вред ее имиджу, если останутся на дорогах.

По словам вице-президента Ford Нила Голайтли, его компания с самого начала не собиралась проводить эксперимент с Th!nk больше трех лет. Он утверждает, что Ford активно работает над созданием более эффективных экологичных машин с водородными двигателями или гибридных автомобилей, работающих и на бензине, и на электричестве. Как говорит Голайтли, Ford и большинство его конкурентов пришли к выводу, что машины, питающиеся только от аккумуляторных батарей, не смогут стать решением проблемы. Действительно, Th!nk без подзарядки может проехать только 85 км и не пользовался популярностью в США. Но в Норвегии к электромобилям совсем другое отношение, их владельцы платят меньше налогов и получают другие привилегии.

До последних акций протеста в Ford не реагировали даже на письмо норвежского правительства, отправленное еще в мае, с просьбой обсудить судьбу электромобилей. Однако уже на следующий день после протестов в Осло два европейских топ-менеджера Ford встретились с министром транспорта страны Торильдом Скогсхольмом. Теперь американскому автопроизводителю придется всерьез подумать об отправке Th!nk обратно в Норвегию. Ford обещает принять решение в течение нескольких недель. Вице-президент Ford по корпоративным отношениям Тимоти О'Брайен признает, что “высокий интерес” к электромобилям со стороны Норвегии заставил компанию вновь задуматься о судьбе Th!nk. (FT, 27.08.2004, DJ, 26.08.2004, Олег Митяев)



Ведомости