06.09.2004


НТВ разрешили быть информационнее остальных



Каналы получили разные степени допуска к новостям о теракте

Первыми о штурме школы в Беслане российские зрители узнали из новостей НТВ, которое в 13.30 начало вести в прямом эфире почти четырехчасовую трансляцию разворачивающихся событий. Поначалу корреспонденты НТВ Вадим Фефилов, Руслан Гусаров и Максим Березин, работающие со своими съемочными группами в Беслане, не могли внятно объяснить, что происходит. Были слышны лишь отдельные взрывы и периодически вспыхивающая стрельба. Потом пошла картинка, на которой спасшиеся заложники, среди коих было много детей, жадно пили воду.

На Первом канале в это время шел художественный фильм, на втором – программа «В поисках приключений» с Михаилом Кожуховым. Вместе с тем «Евроньюс» и Би-би-си еще в начале второго начали давать картинку, которая перегонялась с камер канала «Россия» без комментариев.

Госканалы подключились к прямой трансляции лишь в 14.00, что, по словам советника председателя ВГТРК Виктории Арутюновой, обусловлено тем, что «мы хотели показывать не так, как НТВ, – откуда-то кто-то стреляет. Мы хотели понять, что происходит на самом деле, поэтому дождались, когда будет вся информация, с тем чтобы не устраивать паники». Факт же использования с самого начала штурма картинки Российского телевидения западными телекомпаниями, по ее словам, – вполне нормальная практика, поскольку иностранные коллеги воспользовались техническими возможностями канала «Россия», развернувшего в Беслане передвижную телевизионную станцию.

По данным «НГ», задержка с выходом в эфир была связана с тем, что в это время в Кремле проходило совещание главы президентской администрации Дмитрия Медведева с руководителями государственных каналов – что косвенно подтвердила в интервью «НГ» Арутюнова, назвав это «традиционными еженедельными пятничными совещаниями», – на котором вырабатывалась линия освещения событий.

По мнению президента Российской телевизионной академии Владимира Познера, большая оперативность НТВ и соответственно большие рейтинги, чем «России», обусловлены тем, что «возможно, есть такая точка зрения: пускай НТВ немножко отличается, чтобы не было у нас уж совсем такого единообразия. У НТВ есть определенные информационные традиции, помните «Новости – наша профессия»? Как пошутил один человек: «несчастье – для НТВ счастье». Думаю, что если бы власть захотела, чтобы НТВ освещало это точно так же, как остальные каналы, то так бы оно и было бы».

Наиболее полную картинку дало REN-TV, оператор коего Борис Леонов пошел на штурм вместе с бойцами группы «Альфа», а затем, позднее, по просьбе ведущей внеочередных «24 часов» Ольги Романовой, по телефону рассказал об увиденном. Особенно, по его словам, поразил полный бардак и неразбериха в рядах силовиков и наличие большого количества оружия у осетинов.

В отличие от НТВ и REN-TV, которые вели прямой эфир несколько часов, «Россия» ограничилась полутора часами, перейдя затем на короткие выпуски новостей в начале каждого часа, видимо, по примеру Первого канала, который работал в таком формате с самого начала.

Весь день не было никаких комментариев со стороны официальных лиц, кроме начальника управления ФСБ по Северному Кавказу Валерия Андреева и Льва Дзугаева, руководителя информационно-аналитического управления при президенте Северной Осетии, которые несколько раз говорили о том, что штурм не планировался и что, «по уточненным данным», заложников 350 человек (позднее окажется, что на самом деле их был 1181 человек).

Первые комментарии случившегося со стороны телевизионных аналитиков последовали уже к вечеру 3 сентября, когда ведущий программы «Однако» (Первый канал) Михаил Леонтьев заявил, что люди, захватившие школу в Беслане, – марионетки, которых «специально вызвали сюда, чтобы взорвать наш Кавказ», тон западной прессы, освещающей события, – «скотский», а затем призвал еще активней «мочить», теснее сплотившись вокруг государства, чтобы «не стать жертвой террористических атак типа Израиля». По мнению же ведущего программы «Постскриптум» (ТВЦ) Алексея Пушкова, в случившемся виноваты – ни более ни менее – руководители ЮКОСа, по его сведениям, финансировавшие чеченских боевиков.

Как отметил в интервью «НГ» Владимир Познер, «не надо быть наивными, власть во всем мире использует телевидение, только она это делает гораздо более утонченно и элегантно, чем у нас».



Независимая газета