07.09.2004

Saab и Opel объединятся на сборочном конвейере одного завода



Крис Райтер
Дженнифер Летки
Джеймс Макинтош
Николас Джордж

General Motors хочет объединить производство автомобилей Opel Vectra и Saab 9-3 на одном заводе. Это состоится к 2008 г. GM надеется за счет объединения сборочных конвейеров снизить издержки своего европейского подразделения.


General Motors – крупнейшая в мире автомобильная компания. В 2003 г. она реализовала 8,1 млн машин. Выручка GM в прошлом году составила $185,5 млрд, чистая прибыль – $3,8 млрд. В Европе GM принадлежат марки Opel, Saab и Vauxhall, которые не приносили ей прибыли с 1999 г. По прогнозам компании, в этом году европейские операции вновь принесут ей убыток.

Планируемые изменения касаются завода в Руссельхайме в Германии, где сейчас собирается Opel Vectra, и завода в шведском Тролльхэттене, на котором производится Saab 9-3. В минувшую пятницу GM объявила, что с 2008 г. производство следующего поколения этих моделей будет объединено на одном заводе. GM утверждает, что ее решение не означает, будто второй завод будет закрыт. “Это абсолютно неверное представление”, — говорится в заявлении компании.

Как сообщила представитель Opel, завод, на котором с 2008 г. будет объединена сборка Opel Vectra и Saab 9-3, будет определен на основании показателей конкурентоспособности и производительности. Проигравший завод, по ее словам, может взять на себя производство других моделей. При этом представитель Opel заявляет, что немецкой производственной единице ничто не угрожает.

Решение соединить производство моделей Opel Vectra и Saab 9-3 на одном заводе проводится в рамках реструктуризации убыточного европейского подразделения GM. Коэффициент загрузки заводов GM в Германии и Швеции невысок. По данным автомобильной консалтинговой фирмы B&D Forecast, производственные мощности в Тролльхэттене задействованы на 60%, а в Руссельхайме — на 50%.

Кроме того, американская компания пытается увеличить кооперацию между двумя своими основными европейскими брэндами, которые до последнего времени действовали независимо друг от друга. GM также стремится снизить издержки на рабочую силу в Opel, которые примерно на 10-15% выше, чем у других немецких промышленных компаний. Американцы хотят увеличить рабочую неделю на Opel с 35 до 40 часов без увеличения зарплат, как это сделали до них ряд немецких компаний. GM надеется завершить переговоры с профсоюзами Opel о новом трудовом контракте до 31 октября.

Но европейские сотрудники GM рассматривают шаги по консолидации производства Opel и Saab как попытку столкнуть персонал двух заводов. Шведские профсоюзы опасаются, что завод Saab может быть закрыт, если потеряет право собирать свою основную модель. На заводе в Тролльхэттене никогда не собирали никаких других моделей, кроме Saab. А GM в последнее время стал производить модели под брэндом Saab в других частях света. “Если Германия получит сборку новых моделей, у нас не будет собственного производства в будущем”, — заявил шведскому радио местный профсоюзный лидер Хакак Скет.

Глава трудового совета Opel Клаус Франц встречался на прошлой неделе с коллегами из Saab, чтобы обсудить планы GM и договориться о том, чтобы не выступать друг против друга. “Европейские сотрудники [GM] не позволят, чтобы их стравливали друг с другом”, — заявляет Франц. Так, профсоюзы требуют от менеджмента продвигать новые модели, чтобы вернуть долю GM на европейском авторынке и предотвратить закрытие заводов. Они хотят добиться и заключения нового трудового контракта, который бы не допускал увольнений на всех заводах GM в Европе. (DJ, 6.09.2004; FT, 3.09.2004, Олег Митяев)



Ведомости