08.09.2004

Сообразили на шестерых. Пул производителей "Советского" сформирован



Антон Сарайкин
Глеб Крампец

ФКП “Союзплодоимпорт” выбирает заводы, которые смогут разливать “Советское шампанское”. Лицензионные соглашения подписаны или планируется подписать с российскими компаниями, контролирующими половину производства игристых вин в стране. Участники рынка опасаются, что количество производителей вина будет настолько ограничено, что его цена в рознице возрастет.


Созданному в 2001 г. ФКП “Союзплодоимпорт” были переданы права на использование 17 товарных знаков русских водок и настоек (Stolichnaya, Moskovska-ya, Zubrovka, “Русская” и др.). В июле этого года Федеральная служба по интеллектуальной собственности признала правомерность регистрации товарного знака “Советское игристое” (“Советское шампанское”) за ФКП. По данным исследовательской компании “КОМКОН”, шампанское потребляет 24,7% россиян, из них 70,7% предпочитает “Советское”, 12,4% – “Исток”. По данным “Бизнес Аналитики”, объем российского рынка игристых вин в 2004 г. составил $516 млн. В первом полугодии 2004 г. на долю брэнда “Советское шампанское” пришлось 53% рынка.

Как рассказал “Ведомостям” генеральный директор ФКП “Союзплодоимпорт” Владимир Логинов, в ближайшее время предприятие подпишет годовые лицензионные договоры с московским производителем шампанского “Империал Олимп”, Дагестанским заводом шампанских вин, санкт-петербургским заводом “Игристые вина” и Российско-ирландским совместным предприятием (РИСП). Неделю назад ФКП заключило 10-летнее соглашение с Московским комбинатом шампанских вин (МКШВ). Гендиректор компании “Бизнес Аналитика” Андрей Стерлин уточнил, что на этих производителей приходится более половины российского рынка игристых вин и около половины — шампанского, в названии которого присутствует слово “Советское”.

По словам Логинова, указанные пять предприятий будут “основными производителями "Советского шампанского" в стране”.

Топ-менеджер РИСП подтвердил, что “в ближайшее время” подпишет договор с ФКП. “Советское шампанское” — самый известный брэнд игристых вин, на который приходится более 90% нашего производства, и отказаться от него мы не можем“, — сообщил представитель РИСП. Условия договора стороны не разглашают. Однако, как рассказал гендиректор МКШВ Александр Разуваев, ежемесячные роялти составят 1 руб. 10 коп. за литр или 80 коп. за бутылку. “Вывод на рынок и раскрутка новых марок обошлись бы в несколько миллионов долларов”, — комментирует Разуваев необходимость подписания договора с ФКП и добавляет, что смена торговой марки чревата потерей доли рынка.

Пятерка производителей может быть расширена. “Переговоры с другими заводами продолжаются”, — говорит Логинов.

В частности, ФКП может заключить соглашение с ГК “Исток”, на которую приходится четверть производимого шампанского в стране. Директор по связям с общественностью “Истока” Геннадий Фролов уточнил, что переговоры с ФКП находятся на финальной стадии.

Однако часть производителей оказались не столь сговорчивы.

“80 коп. за бутылку — это слишком дорого”, — говорит топ-менеджер одного из российских винзаводов. “Мы ведем переговоры с "Союзплодоимпортом", но решение о покупке пока не приняли”. А руководитель другого предприятия, на условиях анонимности уточнил, что, прежде чем покупать лицензию на использование брэнда “Советское шампанское”, они хотят разобраться с законностью требований ФКП. “Если закон нас заставит заключить такое соглашение, мы его заключим, хотя это и дорого. Объемы производства придется увеличить, чтобы компенсировать отчисления “Союзплодоимпорту”, — говорит собеседник “Ведомостей”.

Тем же способом планирует компенсировать расходы на выплату роялти Разуваев с МКШВ. По его словам, “издержки от выплат роялти покроют запланированное увеличение объемов с 11 млн бутылок в 2003 г. до 13 млн бутылок в 2004 г. Повышать цену сегодня нецелесообразно, это сократит объемы продаж”, считает он.

Председатель Национальной алкогольной ассоциации Павел Шапкин считает, что вследствие политики ФКП розничные цены на “Советское шампанское” вырастут в среднем на 5 руб., а круг производителей игристого вина под таким брэндом сузится до “одного-двух монополистов”. Шапкин прогнозирует, что в итоге выпуск “Советского шампанского” в стране сократится в три раза.



Ведомости