09.09.2004

Телеизмерение добра и зла



Компания TNS Gallup Media, отказавшаяся от участия в тендере «Медиакомитета» на измерение российской телеаудитории и ставшая причиной раскола в самом комитете, провела клиентскую презентацию своего нового предложения. Это значит, российский медиарынок вернется к системе, при которой мерить аудиторию будут две компании.

Произойдет это уже 16 сентября, когда оставшиеся в «Медиакомитете» каналы выберут измерителя, – то есть AGB.

Услугами TNS Gallup Media воспользуются как минимум те, кто вышел из состава «Медиакомитета». То есть СТС, RenTV, ТВЦ и «MTV Россия» будут жить по-старому, «по-гэллаповски», а оставшиеся будут продавать рекламу по данным компании-победителя. Система, при которой измерителей несколько, ведет к непрозрачности системы измерения аудитории и продаж.

Фонд «Чеховский центр» наряду с AGB Television 3 сентября, буквально за два часа до окончания подачи документов, подал заявку на участие в тендере «Медиакомитета» и этим фактически спас конкурс. Согласно Гражданскому кодексу, конкурс не может считаться состоявшимся, если в нем принимает участие один претендент. А AGB остался в гордом одиночестве: 31 августа от участия в тендере отказались TNS Gallup Media, а в последний день подачи предложений его примеру последовали GfK-Rus и Центр исследований РАМ.

Надо сказать, что для участия в тендере не достаточно просто желания. Согласно требованиям «Медиакомитета», чтобы вообще принять участие в тендере, претендент должен представить комиссии отчет об оборотах по работам, имеющим отношение к тендеру за последний финансовый год; список сопоставимых исследовательских работ; список клиентов по этим работам; документальное подтверждение наличия технологического оборудования, которое будет использоваться для проведения измерения аудитории, и справку о профессиональной подготовке специалистов, которые будут отвечать за выполнение работ. Всего этого у гуманитарного фонда нет, быть не может, а откуда взялось – непонятно.

Не в пользу AGB и то, что против нее – рекламодатели. А вкладывать деньги при том, что единственными подписчиками на данные могут стать каналы, оставшиеся в «Медиакомитете», страшновато.

Руслан Тагиев, директор TNS Gallup Media по медиаисследованиям, не исключает, что на данные Gallup подпишутся все каналы – кроме разве что «Первого», с которым у компании давние непростые отношения.

В качестве доказательства того, что TNS Gallup Media просто не претендует на контракт, который собирается подписывать «Медиакомитет», но готова продолжить исследования, более того, расширять проект, компания и провела в среду презентацию новых предложений.

Во-первых, к 2005 году, как рассказал директор по телевизионным исследованиям TNS Gallup Media Александр Костюк, измерительная панель увеличится с 1,65 тыс. домохозяйств в 40 городах России до 2,5 тыс. домохозяйств в 53 городах. К 2006 году панель составит уже 3 тыс. домохозяйств в 58 городах.

Во-вторых, изменения затронут и региональные телеизмерения. Если сейчас TNS Gallup Media ведет свои региональные проекты в 25 городах, то в 2005 году их число увеличится до 27, в 2006 году – до 29. С 2005 года будет усовершенствована система мониторинга регионального эфира, слабое звено которой сейчас, как отметил директор компании по медиаисследованиям TNS Gallup AdFact Руслан Тагиев, – курьерская доставка оцифрованных записей эфира в столицу.

Планируется, что с 2005 года расшифровка эфира будет вестись на местах и в закодированном виде по IT-каналам пересылаться в Москву, а сам архив будет храниться в регионах. Если сейчас результаты поставляются с 11-дневной задержкой, то с 2005 года TNS Gallup AdFact обещает ежедневно поставлять результаты мониторинга с 7-дневной задержкой, в 2006 году – 3-дневной.

Самое главное, что расценки для медиаагентств на телеизмерения в ближайшие три года останутся «примерно на том же уровне». Зато несколько увеличатся тарифы для федеральных каналов. Объясняется это тем, что с 2001 года все цены для рекламных агентств согласовывались с АКАР, а с телеканалами были заключены четырехлетние контракты с фиксированными ценами. Изменение цен сейчас – не поднятие, а накопленная инфляция.

В исследованиях будет задействована новая модификация прибора «Еврометр» – «Митронметр». Важнейшая отличительная особенность этой модификации в том, что она оснащена новым модулем автоматической идентификации цифрового телевещания, позволяющим автоматически определять цифровые телеканалы, на которых уже вещают спутниковые компании («НТВ Плюс», DiVo TV).

Для федеральных каналов национальные измерения будут стоить $500 тыс. в год, а для региональных – $100 тыс., для федеральных сетевых каналов – $250 тыс. и $60 тыс. соответственно. Это расценки на 2005–2007 годы.

TNS Gallup Media вообще славится своими презентациями, но в среду они превзошли самих себя. Началась презентация с того, что на экране появились первые кадры из фильма «Ночной дозор»: «Никто не знает, когда началась эта битва, никто не знает, когда она закончится». Битва сил Света с силами Тьмы приняла новые формы – «битвы за рейтинг». Когда собравшимся напомнили о результатах аудиторской проверки компании 2002 года, инициированной «Первым каналом», на экране появился опять же кадр из фильма, и голос произнес: «Костя, он Светлый…».

В духе мероприятия гендиректор TNS Gallup Media Владимир Гродский объяснил, что совместное сосуществование на рынке Gallup и AGB будет складываться так: «Мы будем мерить днем, а они – ночью».

Сохраняется, однако, призрачная надежда на то, что до 31 декабря (до этого времени все каналы работают с рейтингами TNS Gallup Media) найдется выход и силы Светы и Тьмы объединятся. Правда, Руслан Тагиев с сомнением относится к возможности того, что Gallup и AGB смогут найти какое-то общее решение. Это значит, что вся ответственность лежит на медиасообществе, а не измерителях, которые все-таки не более чем инструмент. Тендерная комиссия «Медиакомитета» начала работу

На понедельничном заседании были вскрыты конверты с конкурсными предложениями участников – AGB Television и гуманитарного фонда «Чеховский центр».

Во вторник члены экспертного совета некоммерческого партнерства и тендерной комиссии приступили к анализу поданных заявок. Итоги тендера планируется подвести 16 сентября, а тем временем фонд «Чеховский центр» выступил с программным заявлением, призывающим к объединению всех измерителей рынка.

Фонд «Чеховский центр» совершенно не известен на отечественном рынке медиаизмерений. Более того, каких-либо данных о причастности «Чеховского центра» к этому рынку у его участников нет.

Единственное упоминание о его деятельности, не связанное с творчеством Чехова, – размещенные на сайте «Итоги Всероссийского конкурса журналистов на лучшую публикацию о Китайской Народной Республике».

Связаться с гендиректором фонда Виктором Кониным еще никому не удалось. Прочие сотрудники «Чеховского центра» тоже отказываются от общения с прессой. Это вызывает у участников рынка вопросы.

Компания TNS Gallup Media распространила заявление Владимира Гродского, генерального директора TNS Россия, в котором говорится, что компания не удивлена решением «Медиакомитета» продолжать тендер – несмотря на то что в тендере отказались участвовать три из четырех компаний-претендентов.

«Эта ситуация только подтверждает правильность нашего решения, – говорится в заявлении, – и нашу убежденность в том, что нужное кому-то решение будет приниматься несмотря ни на что: формальные нарушения, комичность ситуации, отказ части рынка участвовать в процессе. Когда мы говорили о непрозрачности проведения тендера, собственно, это мы и имели в виду».

Однако во вторник предположения, что «Чеховский центр» – не более чем фантом, который появился неизвестно откуда усилием воли оставшихся членов «Медиакомитета», и вернется к чеховским штудиям сразу после конкурса, подверглись сомнениям. Фонд разметил на своем сайте сообщение, объясняющее причины своего участия в тендере на измерение российской ТВ-аудитории. Пресс-релиз этот скорее стоит назвать манифестом. В нем, в частности, говорится:

«Наше предложение заключается в том, чтобы, объединив усилия лучших исследователей, создать одну мощную организацию, которая будет застрахована от конъюнктуры сиюминутных решений владельцев и учредителей».

Кто эти «лучшие исследователи» и причисляет ли Чеховский фонд к ним себя, так и осталось загадкой.

Рынок, однако, не поверил в серьезность намерений фантомного фонда. В частности, Руслан Тагиев считает, что манифест создал даже не сам фонд, а те, кто направил его на тендер, и появился этот текст на сайте для того, чтобы хоть что-то сказать заинтересованным участникам рынка. Которым, впрочем, и так все ясно.

Газета.RU