09.09.2004

Налог на рекламу: креатив инспекторов



Независимо от того, где московская фирма разместила рекламу (хоть в Хабаровске), заплатить с нее налог она должна в бюджет столицы. Получается, что московские налоговики провоцируют многократное налогообложение одного и того же рекламного продукта. И это еще не все.


Все мы хоть раз говорили: «Опять эта реклама! Как она надоела!», – заслышав очередной рекламный слоган. Надоела – мягко сказано. Ведь если для торговли она является «вечным двигателем», то для бухгалтеров стала «вечным тормозом». Хотя скоро с их рекламными хлопотами будет покончено. Ведь с 1 января 2005 года налог на рекламу станет историей. Но недаром говорят, что самое темное время – перед рассветом.

Налогообложение двойное, тройное...

Очередное письмо московских налоговиков с разъяснением по налогу на рекламу сводится буквально к следующему. Регион, на территории которого проходит рекламное мероприятие или установлена наружная реклама, роли не играет. Главное условие возникновения обязанности по уплате налога на рекламу – «прописка» в Москве. Так гласит письмо Управления МНС по г. Москве от 21 июня 2004 г. № 23-10/4/41060. Выходит, если фирма зарегистрирована, например, в Тамбове, а рекламу разместила в Москве, то платить налог в столичный бюджет ей не надо.

Получается весьма несправедливо. Например, по решению Томской городской думы от 18 апреля 2002 г. № 156 платить налог на рекламу должны фирмы, которые рекламируют в Томске свою продукцию, но сами находятся в другом регионе. Выходит, что фирма-«москвичка» должна перечислить налог дважды: один раз в Москве – по месту своей регистрации, второй раз в Томске – в месте размещения рекламы. Налицо двойное налогообложение.

Можно ли этого избежать? Скорее всего только через суд. Например, с такой несправедливостью решило бороться ООО «Рекламно-информационное агентство “Видео Интернэшнл С”». И ему это удалось. Арбитры подтвердили, что платить налог на рекламу фирма должна именно по месту регистрации (постановление ФАС Томской области от 17 мая 2004 г. по делу № А67-3930/04).

На расходы... через пару лет

Еще один подвох ожидает тех, кто рекламирует себя «по-крупному». А именно, покупает рекламные щиты дороже 10 000 рублей. Складывается неоднозначная ситуация. Налоговый кодекс позволяет уменьшить облагаемую налогом прибыль на рекламные затраты фирмы в том периоде, к которому они относятся. И поэтому многие компании, недолго думая, списывают затраты на изготовление дорогостоящей «наружки» в момент приобретения.

Однако налоговые инспекторы с этим не согласны. Рекламные щиты стоимостью больше 10 000 рублей они считают основными средствами. Ведь срок службы баннера, как правило, больше года. А значит, списать его на налоговые расходы можно только через амортизацию. Так указано в статье 256 Налогового кодекса. При этом амортизационные отчисления столичные налоговики предлагают учитывать в составе рекламных расходов (письмо УМНС по г. Москве от 25 августа 2003 г. № 26-12/46254). Похоже, что Налоговый кодекс не уточняет размер рекламных затрат. Налоговиков это не смущает.

Имейте в виду, если вы последуете советам налоговых специалистов, то заплатить налог на рекламу со стоимости «рекламного» основного средства следует сразу после покупки объекта, а не частями с каждой суммы амортизационных отчислений (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 декабря 2002 г. по делу № А56-12346/02).

Для начисления износа необходимо определить конкретный срок списания щита. Но в классификаторе основных средств упомянуты только электрифицированные рекламные конструкции. Они отнесены к пятой амортизационной группе. То есть если у вас, скажем, обычный рекламный баннер, то срок вы должны установить сами. Такой порядок прописан в пункте 5 статьи 258 Налогового кодекса.

Если не хотите усложнять себе жизнь дополнительными временными разницами (ПБУ 18/02), в бухгалтерском и налоговом учете установите одинаковый срок полезного использования. Не забудьте, что и метод начисления амортизации тоже должен быть один и тот же.

Мы пойдем другим путем

Но не проще ли списать стоимость «наружки» сразу, а не начислять ежемесячно износ? Ведь такой вариант будет наиболее удобен для бухгалтера, а самое главное – выгоден для фирмы. Поступить так позволяет все тот же Налоговый кодекс.

Как уже было сказано выше, затраты на изготовление рекламных стендов и щитов – это рекламные расходы, которые можно учесть в полной сумме (п. 4 ст. 264 НК РФ). Эти расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль того периода, в котором они произведены. Кстати, минфиновцы тоже это подтверждают: «...расходы на рекламу, произведенные в текущем отчетном (налоговом) периоде, полностью признаются для целей налогообложения, если они осуществлены для обеспечения... световой и наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов...» (письмо Минфина России от 21 марта 2003 г. № 04-02-05/1/24). Обратите внимание: предельный размер стоимости «наружки», которую можно стопроцентно и безболезненно списывать на расходы, ни в письме, ни в Налоговом кодексе не оговорен.

Возникает закономерный вопрос. А как быть с рекламными щитами, которые прослужат больше года? Ведь налоговый инспектор наверняка напомнит вам, что в этом случае баннер является основным средством. Поспорить с такой точкой зрения нетрудно. Достаточно всего лишь сослаться на пункт 4 статьи 252 Налогового кодекса. Здесь сказано следующее: «если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы».

Выходит, затраты на приобретение дорогих баннерных щитов можно отнести как к расходам на рекламу, так и к амортизируемому имуществу. То есть вы можете либо списать его стоимость на расходы единовременно, либо через амортизацию в течение всего срока службы. Выбор за вами.//    "Практическая бухгалтерия"

Новости наружной рекламы