09.09.2004

Железные нервы. Инвесторы не замечают терактов в России



Севастьян Козицын

Отреагировав на начало атаки террористов на Россию — взрывы домов в Москве пять лет назад, — следующие теракты инвесторы игнорировали. Не заметил фондовый рынок и бесланской трагедии. Аналитики “Атона” отмечают, что так же происходит во всем мире: заложив один раз в цены риск терроризма, инвесторы кажутся равнодушными.

“В России у инвесторов, похоже, железные нервы, или они не смотрят телевизор” — так начинается исследование “Атона” с анализом влияния терактов на фондовые рынки различных стран. Эксперты инвесткомпании отмечают, что, несмотря на теракты в небе над Россией, в Москве и Беслане, унесшие всего за две недели жизни почти 450 человек, рынку акций удалось вырасти.

Между тем инвесторы отреагировали на взрывы двух жилых домов в Москве в сентябре 1999 г. — индекс РТС упал на 9%. Но последующие пять лет насилия — взрывы в метро и торговых центрах, убийство президента Чечни и захват в заложники зрителей мюзикла “Норд-Ост” — участники рынка практически не заметили.

В “Атоне” отмечают, что большинство мировых рынков реагируют на теракты одинаково. Так, израильский фондовый индекс Tel Aviv 100 упал на 18% в течение месяца после того, как 26 сентября 2000 г. палестинцы объявили “священную войну” израильтянам. А уже через год картина резко изменилась. В декабре 2001 г. разразилась самая страшная за все годы противостояния израильтян и палестинцев террористическая атака. Но энтузиазм инвесторов, вызванный снижением процентной ставки Банком Израиля, оказался сильнее: индекс вырос на 18% всего за две недели. Подобная картина наблюдалась и в Великобритании, где орудовала ИРА. В США после терактов 11 сентября 2001 г. рынок рухнул, но потом почти не замечал новых угроз и начавшуюся масштабную войну против терроризма.

Впрочем, хладнокровие инвесторов в нашей стране, по мнению аналитиков “Атона”, объяснить не просто. В Израиле и США в отличие от России есть сильные политические институты, армия и разведка. Поэтому, принимая решение о новых вложениях в российскую экономику, инвесторам необходимо учитывать не только цены на сырье на мировом рынке, резюмирует “Атон”.

Аналитик ФК “УралСиб” Алексей Казаков говорит, что терроризм является разновидностью политического риска. “Но бизнес российских компаний, как это ни цинично звучит, не страдает от терактов, — говорит Казаков. — Поэтому рынок спокойно реагирует на трагичные для всего общества события”. По его мнению, теракты могут негативно отразиться лишь на предпринимательской активности — многие страны не рекомендуют своим гражданам посещать Россию. При этом, по мнению Казакова, у российских властей есть политическое доверие и достаточно средств для борьбы с терроризмом. С ним согласен руководитель аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов. Он считает, что инвесторы могут запаниковать, если удары террористов будут направлены на объекты промышленности или деловой инфраструктуры. “В США от удара террористов пострадал символ мирового фондового рынка — Нью-Йоркская фондовая биржа: торги были остановлены на четыре дня, — говорит Тремасов. — Вот одна из главных причин обвала американского фондового рынка”. Руководитель аналитического отдела Альфа-банка Андрей Богданов отмечает, что некоторые инвесторы могут опасаться резких изменений во внутренней политике, которые в России довольно быстро отражаются на экономике. “Но в целом угрозы терактов не пугают инвесторов”, — говорит он. Руководитель аналитического отдела “Тройки Диалог” Джеймс Фенкнер подчеркивает, что население по-прежнему поддерживает президента России Владимира Путина и его методы борьбы с терроризмом.





Ведомости