09.09.2004


Семь грехов "Аэрофлота" выявила Национальная резервная корпорация



Илья Хренников

Национальная резервная корпорация (НРК), владеющая около 30% акций “Аэрофлота”, обвинила менеджмент авиакомпании в неэффективной работе. Обсудить эти претензии НРК собирается на одном из ближайших заседаний совета директоров “Аэрофлота”. Менеджеры с выводами миноритария не согласны. А аналитики предполагают, что НРК подводит “доказательную базу” для смены руководства “Аэрофлота”.


“Аэрофлот” – крупнейшая в России авиакомпания, эксплуатирует 92 самолета, в том числе 27 “иномарок”. За первое полугодие 2004 г. “Аэрофлот” перевез более 3 млн пассажиров, на 20,3% больше, чем годом ранее. Доходы “Аэрофлота” за первое полугодие по МСФО составили $879,2 (рост 26,3%), чистая прибыль – $83,6 млн (рост в 2,2 раза). Государству принадлежит 51,17% акций “Аэрофлота”, Национальной резервной корпорации (НРК) – около 30%, примерно 10% акций контролирует менеджмент.

НРК подготовила презентацию, в которой перечислены основные проблемы “Аэрофлота”. В ближайшее время, как пояснил “Ведомостям” член совета директоров авиакомпании от НРК Леонид Душатин, этот документ будет направлен в совет директоров для обсуждения на одном из ближайших заседаний. В презентации (она имеется в распоряжении “Ведомостей”) НРК перечисляет семь “грехов” менеджмента “Аэрофлота”: сокращение авиапарка со 111 самолетов в 2001 г. до 89 самолетов сейчас, низкая загрузка рейсов, неспособность аэропорта “Шереметьево” обслужить возрастающий пассажиропоток и неначавшееся строительство терминала “Шереметьево-3”, снижение прибыльности “дочек” авиакомпании, проигрыш исков за рубежом, высокие расходы на дистрибьюцию билетов, а также неэффективное распоряжение недвижимостью.

Душатин указывает, что “Аэрофлот” испытывает острую нужду в самолетах для поддержания и развития маршрутной сети. “Промедление с приобретением […] новых самолетов грозит потерей рынков”, — предупреждает он. А в презентации говорится, что коэффициент пассажирской загрузки “Аэрофлота” составляет 70%. Это ниже, чем у иностранных конкурентов. Кроме того, НРК указывает, что этого недостаточно для прибыльной работы компании, если она лишится доходов за право пролетов иностранных авиакомпаний над Россией (в 2003 г. они составили $272,7 млн).

“Мы сформулировали, с нашей точки зрения, основные проблемы "Аэрофлота", пути решения которых хотели бы обсудить на совете директоров, — поясняет Душатин. — Это конструктивная критика, не направленная на решение каких-либо кадровых вопросов”. “Мы надеемся, что совместными усилиями акционеров, совета директоров и менеджмента компании будут созданы условия для устранения отмеченных недостатков и рисков, препятствующих развитию компании”, — добавляет он.

Но в “Аэрофлоте” критику НРК не считают конструктивной. “Это макулатура, направленная на дискредитацию авиакомпании, — негодует гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов. — Ни один пункт не соответствует действительности”. А замдиректора “Аэрофлота” Сергей Харитонов называет лукавством тезис о снижении чистой прибыли “дочек” “Аэрофлота”. “Они […] знают, что суммарные доходы от деятельности наших дочерних компаний выросли, поскольку они состоят не только из дивидендов, но и из management fee”, — подчеркивает Харитонов.

Аналитики тоже указывают на надуманность ряда претензий НРК. Ольга Окунева из “Совлинка” считает, что в стагнации “Шереметьево” виновата не компания, а правительство. А Наталья Загвоздина из “Ренессанс Капитала” отмечает, что 70%-ная загрузка самолетов — высокий показатель, лишь немного отстающий от западных авиакомпаний. “Последние годы коммерческая загрузка постоянно росла, и "Аэрофлот" — не считая доходов от "роялти" — приближается к уровню безубыточности”, — говорит она.

Загвоздина отмечает, что из выявленных НРК проблем “Аэрофлота” менеджменту можно вменить высокие расходы на организацию системы продаж и управление недвижимостью. “Если "Аэрофлот" получает от аренды помещений $2 млн, а сам тратит на аренду офисов $9 млн [как значится в презентации НРК] — это ненормально, — говорит аналитик. — Построив собственный офис, "Аэрофлот" решил бы эту проблему в короткие сроки”.

Загвоздина считает, что своими выводами НРК пытается аргументировать необходимость смены гендиректора “Аэрофлота” Валерия Окулова. “Скорее всего, конечная цель НРК — это действительно смена руководства Аэрофлота”, — соглашается Марат Ибрагимов из “УралСиба”. Чиновники пока не спешат поддерживать какую-либо из конфликтующих сторон. Один из членов совета директоров “Аэрофлота” от государства лишь отметил, что НРК пока не рассылала свой отчет членам совета. “Если они вынесут этот вопрос на рассмотрение, будем в нем детально разбираться”, — обещает он.



Ведомости