10.09.2004


Японцы все-таки идут. Руководство Toyota призналось в стремлении построить автозавод в России



Юлия Федоринова

Toyota впервые официально призналась, что может построить завод в России. Конкретных решений пока не принято, но компания уже начала поиск площадки для строительства завода. Эксперты считают решение японского автомобилестроителя правильным, ведь производствами в России уже обзавелись компании, продающие здесь куда меньше машин, чем Toyota.


Toyota Motor Corporation – второй после General Motors автопроизводитель в мире. В прошлом году корпорация выпустила 6,78 млн автомобилей. В 2003/04 финансовом году, завершившемся 31 марта, выручка компании составила $152,2 млрд, чистая прибыль – $10,2 млрд. В России компания в прошлом году продала 25 600 автомобилей.

О возможности появления завода Toyota в нашей стране не первый год говорят российские чиновники, об этом упоминали в беседах с японскими журналистами и анонимные представители самой корпорации. В середине августа японская газета “Нихон кэйдзай” сообщила, что завод Toyota мощностью 15 000 машин в год может появиться в Нижегородской или Московской области уже в 2008 г.

Но официальная позиция Toyota всегда состояла в том, что решение о строительстве завода может быть принято, когда ежегодные продажи в России перевалят за 50 000 шт. Корпорация уже приближается к этому показателю: в первом полугодии нынешнего года в России было продано более 19 000 Toyota, а вместе с маркой Lexus — более 21 000 автомобилей.

Вчера председатель совета директоров Toyota Хироси Окудо впервые публично подтвердил, что Toyota готовится к строительству завода в нашей стране. “Россия — единственная крупная страна, где у нас еще нет сборочного производства, поэтому мы должны как можно быстрее продвигаться в этом вопросе”, — цитирует Окудо японское информагентство Kyodo. В российском представительстве Toyota “Ведомостям” подтвердили, что Окудо сделал подобное заявление, но подчеркнули, что решение об организации сборочного производства не принято. “Мы лишь по-прежнему изучаем этот вопрос”, — отметил сотрудник представительства.

Но чиновник одного из профильных министерств сообщил “Ведомостям”, что в начале лета переговоры с японским концерном активизировались и, хотя они по-прежнему носят “предварительный характер”, Toyota, по его словам, уже начала искать площадку для завода. “Предложенная [российской стороной] Нижегородская область рассматривается Toyota не как единственный вариант. Концерн смотрит на все регионы европейской части страны. Они сами хотели бы [площадку] в Московской области — из-за развитой инфраструктуры”, — отмечает собеседник “Ведомостей”. Чиновник не берется прогнозировать, как долго могут продлиться переговоры с Toyota, и предполагает, что у концерна пока нет даже бизнес-плана проекта в России. “Во всяком случае, в разговорах с нами они не называют ни объем инвестиций, ни модели, которые они могли бы в России собирать, ни объем производства”, — рассказывает он.

Однако даже конкуренты считают, что для прихода Toyota в Россию сейчас самое время. “Российский рынок бурно развивается. Здесь продается более 1 млн машин в год. В мире есть всего шесть стран с таким показателем, — говорит Павел Лешаков, пресс-секретарь компании "Автотор", собирающей ряд моделей Kia, BMW, Land Rover и GM. — Если японцы не поторопятся, могут и опоздать”. А представитель “АвтоВАЗа” думает, что открытие завода Toyota в России было бы хорошей новостью для всего автопрома, ведь вслед за концерном в страну придут и многие иностранные производители автокомпонентов. И лишь в Volkswagen, который сам на прошлой неделе впервые официально признался в стремлении построить в России завод, считают, что торопиться Toyota некуда. “Здесь вопрос не в скорости. Мы не хотим, чтобы наше производство в России заключалось в примитивной отверточной сборке. Для более эффективного производства надо тщательно проработать все пути”, — замечает представитель “Фольксваген Групп Рус” Андрей Гордасевич и предполагает, что Toyota могла выбрать ту же стратегию.

А эксперты полагают, что в России Toyota могла бы собирать модели Carolla или Camry. “Это самые продаваемые из их модельного ряда машины (в первом полугодии в России было продано 5390 шт. Corolla и 4545 — Camry. — "Ведомости"), а начинать имеет смысл с не менее чем 10 000 шт. в год”, — говорит Денис Нуштаев, аналитик ИК “Метрополь”. С ним согласен и Вячеслав Смольянинов из “УралСиба”, который, впрочем, отмечает, что российский рынок сейчас растет такими темпами, что “в ближайшие как минимум три года места на нем хватит всем”. Нуштаев считает, что инвестиции Toyota в российский проект будут сопоставимы с теми, что сделал Ford при строительстве завода во Всеволожске, — $150 млн.



Ведомости