13.09.2004

US Airlines дважды банкрот



Высокие цены на нефть стали причиной финансовых проблем у нескольких авиакомпаний в Европе и США. А американская компания US Airlines объявила себя банкротом – причем уже во второй раз. Сбываются мрачные прогнозы рейтингового агентства Standard & Poor’s.

По результатам первого квартала финансового года (с 1 апреля по 30 июня) прибыль British Airways не только не упала, но даже возросла. Размер общей прибыли компании составил 115 млн фунтов, по сравнению с 42 млн убытков в 2003 году. В первом полугодии 2004 года выручка всей группы Lufthansa составила €8,3 млрд, что на 9% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.

С прошлого года цена на нефть поднялась почти вдвое, в сентябре баррель нефти стоит в среднем от $40 до $43. Агентство Standard & Poor’s утверждает, что у авиакомпаний все меньше возможностей перекладывать высокие топливные тарифы на пассажиров. Кроме того, из-за высоких цен на авиатопливо реализация программ по обновлению парка воздушных судов может быть перенесена.

Несмотря на то что ведущие европейские перевозчики, такие как British Airways и Lufthansa, довольно успешно сопротивляются кризису, ослабленные компании уже сейчас заявляют о банкротстве или готовятся к нему. Драматично развиваются события вокруг итальянской авиакомпании Alitalia, которая вынуждена пойти на сокращение 5 тыс. рабочих мест.

Третья по величине в США авиакомпания Delta Air Lines находится на грани разорения. Ее долги превышают $2 млрд.

А еще одна американская компания, US Airlines, объявила о своем банкротстве. Год назад, после кризиса в авиационной промышленности, вызванного терактами 11 сентября, компания US Airlines уже была вынуждена объявить о банкротстве.

Но тогда компания сумела успешно завершить эту процедуру и вернуться к нормальной работе. Окончательного банкротства удалось избежать за счет снижения затрат на $1,9 млрд в год, кроме того, компании был предоставлен госзайм в размере $900 млн. И все бы ничего, но начавшаяся война в Ираке спровоцировала новый кризис: произошло резкое сокращение пассажирских перевозок, а цены на топливо подскочили в несколько раз.

И US Airlines вновь объявила себя банкротом.

В решающую для US Airlines минуту главный инвестор авиакомпании, а именно Retirement Systems of Alabama (Пенсионный фонд Алабамы), на помощь прийти отказался. В качестве причины были названы неурегулированные проблемы компании с собственными профсоюзами. Но и профсоюзы отвернулись от авиаторов. Просьбу совета директоров авиакомпании согласиться на сокращение фонда заработной платы на $800 млн сначала отклонил профсоюз механиков, а затем и работников авиации. Последняя надежда на спасение компании рухнула, когда ее условия отказался принять профсоюз пилотов.

Оказавшись в критической ситуации, US Airlines была готова подать иск по статье 7 федерального законодательства: ликвидация по причине невозможности привлечь дополнительные инвестиции. Но в последний момент в компании решили, что статья 11 – о банкротстве – кажется на данный момент оптимальной.

И хотя представители Retirement Systems надеются, что поданный иск поможет избежать ликвидации компании, эксперты настроены скептически. Они считают, что реализовать план спасения US Airlines вряд ли удастся.

Газета.RU