14.09.2004

Распространителей прессы пугают торгами. Город хочет продавать места для торговли газетами



Глеб Крампец

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Администрация Петербурга хочет изменить систему распределения мест под торговлю периодикой. Предлагается продавать участки на открытых торгах, причем в нагрузку к коммерчески привлекательным местам давать участки похуже. Распространители недовольны существующей системой, но и покупать участки с низкой проходимостью не хотят.


По данным Комитета по печати и взаимодействию со СМИ администрации Санкт-Петербурга, объем городского рынка распространения печатной продукции составляет около $50 млн в год. Участники рынка оценивают количество точек, торгующих прессой в городе, в 1000–1200.

В августе Комитет по печати подготовил проект постановления “О порядке размещения и установки объектов распространения печатной продукции”. Чиновники предлагают передать государственному унитарному предприятию (ГУПу) право определять места под новые киоски, выставлять их на торги и заключать договоры с распространительскими сетями. Рассмотреть документ планируется в октябре.

Раньше участки под газетные и журнальные киоски распределяли администрации районов.

По словам заместителя председателя Комитета по печати Сергея Воронкова, разработавшего проект постановления, администрация города решила создать единую систему выделения участков под киоски, о чем давно просили распространители. Новые правила, по его словам, позволят обеспечить жителей всех районов города возможностью покупать периодику рядом с домом.

Каждый лот будет включать не менее шести объектов: половина — с малой коммерческой привлекательности, половина — с высокой. Такие меры позволят равномерно покрыть город сетью, распространяющей печатную продукцию, говорит Воронков.

Половина вырученных от торгов средств будет направлена на организацию деятельности ГУПа, оставшаяся половина — на господдержку изданий, выпускаемых администрациями районов. Госпредприятие будет и собирать арендную плату, большая ее часть пойдет в бюджет, а 15% — на обеспечение деятельности ГУПа.

По словам Воронкова, торги рассматриваются в качестве одного из вариантов распределения участков между торговцами прессой. Распространители смогут получать участки и целевым назначением. Но в случае если на одно место будут претендовать несколько компаний, будут проводится торги.

Участники рынка позитивно оценивают попытку администрации сделать более прозрачной систему распределения мест под торговлю прессой. Идея организации “единого окна”, через которое участники рынка будут получать участки, выгодна распространителям, говорит гендиректор сети “Метропресс” Сергей Маркелов. “В некоторых районах на сбор и согласование документов для установки нескольких киосков мы тратили не один месяц”, — говорит он.

Гендиректор сети “Роспечать” Руслан Григорьев поясняет: “Когда мы собирали все документы, районная комиссия, которая давала окончательное разрешение на установку киоска, могла отказать без объяснения причин на основании решения большинства голосов”.

Но распространители опасаются, что участки в составе одного лота будут неудобно расположены с точки зрения логистики. По словам Маркелова из “Метропресс”, если торговые точки будут находиться в глубине спальных районов, включение их в цепочку доставки может оказаться невыгодным. Гендиректор распространительской компании “Ника” Андрей Ковальков говорит, что затраты на логистику составляют около 25% от конечной стоимости издания. А Григорьев из “Роспечати” оценивает долю транспортных расходов в 30%. Он считает, что, если в нагрузку к местам с высокой проходимость будут давать участки на окраинах с низкой проходимостью, лоты потеряют привлекательность. По его словам, в этом случае участники рынка могут отказаться от участия в аукционах.

В проекте постановления говорится: “Территории должны подбираться таким образом, чтобы позволить участнику рынка оптимизировать затраты на оформление разрешительной документации и организацию логистики распространения (учет транспортных направлений экспедирования печатной продукции по объектам распространения)”.

Новые правила повысят розничную стоимость изданий на 15-20%: распространители, оптимизируя расходы на участие в аукционах, будут вынуждены повышать цены на периодику, говорит Ковалькова из “Ники”. Он считает, что это может привести к снижению спроса на прессу. “Почему мы должны покупать места под участки в заведомо невыгодных для торговли местах?” — сетует Ковальков.

А гендиректор распространительской компании “Заневская пресса” Михаил Кобзарь говорит, что Комитет по печати пытается полностью подчинить своему контролю рынок распространения прессы, не оставив сетям, которым необходимо развитие, права выбирать участки под киоски.

Президент Союза издателей и распространителей печатной продукции Ольга Никулина также отрицательно отнеслась к проекту. “Власти могут рассматривать распространительский бизнес как социально значимое явление, но тогда они не должны обременять сети затратами на аукционы”, — говорит она. По словам Никулиной, разрешения на установку торговых точек в Москве целевым назначением выделяют префектуры.

Распространителей не устраивает и то, что регулировать рынок будет госпредприятие, а не администрация города. По словам Воронкова, пока не определено, будет ли для регулирования рынка создан новый ГУП или эти права получит какое-нибудь из существующих предприятий.

Участники рынка предположили, что скорее всего выделением мест под киоски займется ГУП “Петроцентр”, который сейчас выпускает издание “Государственный заказ”, а также размещает на рекламных щитах информационные выпуски “Петербургский дневник” и “Петербургская фотохроника”.



Ведомости