14.09.2004

Книги подземелья. Магазин в метро окупается в пять раз быстрее, чем на поверхности



Глеб Крампец

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ — Пассажиры метро любят читать детективы и фантастику. Это обстоятельство подталкивает книготорговцев открывать киоски и магазины под землей. Издательская группа “АСТ” собирается открыть в метро до 80 розничных точек, а сеть “Буквоед” открыла первые четыре магазина в августе.


По оценке участников рынка, в метрополитене действует около 100 книготорговых точек. Ежедневно метрополитен перевозит около 3 млн пассажиров.

Этим летом издательская группа “АСТ” начала торговлю книгами в петербургском метро. Один из пяти магазинов группы, работающих в Северной столице, расположен на станции метро “Гостиный двор”. В ближайшие полтора года группа намерена увеличить свою сеть в Петербурге до 100 торговых точек, причем только около 20 из них будут крупноформатными магазинами, утверждает руководитель розничного направления “АСТ” в Санкт-Петербурге Виктор Захаренко. Остальные будут располагаться в метро и представлять собой небольшие магазины или киоски. В октябре московское издательство планирует открыть магазин на станции “Пионерская”.

Под землю спускается и сеть магазинов “Буквоед” — в августе она открыла на станциях метро четыре небольших магазина под маркой “Буквоед-хит”. По словам гендиректора сети Дениса Котова, это пробный проект. Пока сеть предпочитает открывать книжные супермаркеты в торговых центрах, однако экспериментирует и с другими форматами. “Мы проверяем показатели таких магазинов, а также целесообразность открытия магазинов всех форматов”, — говорит Котов.

Метро привлекает книготорговцев высокими оборотами и возможностью вернуть инвестиции в короткие сроки. По словам гендиректора издательской группы “АСТ” Олега Бартенева, небольшие магазины в метро окупаются всего за 1,5-2 года, тогда как на возврат денег, вложенных в магазины крупных форматов, может уйти до 10 лет — при условии покупки недвижимости в собственность. Объем инвестиций в магазин площадью около 10 кв. м под землей составляет, по его словам, до $30 000, киоск обходится еще дешевле. В то время как магазины крупных форматов требуют более $1 млн. Котов из “Буквоеда” оценивает объем инвестиций примерно в $15 000, а срок окупаемости магазинов в метро составляет, по его словам, примерно два года. Оборот на квадратный метр в маленьких магазинах Бартенев оценивает в 20 000 руб. в месяц, а в магазинах больших форматов — около 4000 руб. в месяц.

Участники рынка говорят, что такие высокие обороты обеспечиваются высокой проходимостью и особенностью аудитории метро, которая покупает в дорогу беллетристику.

Чтобы удовлетворить предпочтения аудитории метро, достаточно выставить на прилавки магазинов и киосков самые ходовые позиции, говорит коммерческий директор сети магазинов “Книжный салон “Азбука” Татьяна Короткова. По ее словам, даже киоски, в которых представлено всего 500 позиций, будут приносить в метро прибыль.

Директор по развитию книготорговой компании “Топ-книга” Павел Волков полагает, что книга в метро является продуктом спонтанного спроса. Выставив на прилавке беллетристику, книготорговцы точно найдут свою аудиторию в лице людей, которые будут читать детективы и фантастику по пути на работу или учебу. С ними согласна Виктория Мирохина, гендиректор сети “Книга”, в которую входит 21 киоск на станциях и в вестибюлях метро. По ее словам, рынок книжной торговли в метро заполнен на 70-80%.

С приходом новых игроков произойдет некоторый передел рынка, признает Мирохина. Но конкуренции со стороны “АСТ” и “Буквоеда” она не опасается. “Для того чтобы торговать на рынке с такими высокими оборотами, нужно иметь отлаженно работающую систему логистики. А такую систему за несколько месяцев не построить”, — говорит Мирохина. К тому же у нас сформировался круг постоянных покупателей, добавляет она.

Представитель книготорговой сети, просивший не называть его имени в печати, скептически оценивает перспективы “АСТ” в рознице, особенно в метро. Пассажиры покупают преимущественно бестселлеры, а одно издательство не может обеспечить разнообразие — ведь оно работает не со всеми модными авторами, отмечает он. Захаренко не скрывает, что сеть будет реализовывать в основном продукцию издательской группы “АСТ”.

А сеть книжных клубов “Снарк” не собирается спускаться под землю. Вице-президент по PR сети Наталья Соколова объясняет это тем, что в подземке нет возможности открывать большие и средние магазины. “По нашим исследованиям, потребитель [уже] начинает относиться к книге, как к товару, за который готов отдавать приличные деньги и который нужно преподносить в соответствующих условиях — в хорошо освещенном просторном помещении с нормальным обслуживанием. А в ларьке этого не организовать”, — говорит она. Соколова отмечает, что пассажиропотоки метро можно перехватывать, размещая магазины крупных форматов рядом со станциями.

А гендиректор консалтинговой компании Stanley Estate Мария Тиника напоминает, что для открытия магазинов в метро книжным сетям придется договариваться с руководством ГУП “Петербургский метрополитен”. Она считает, что получить разрешение на установку сразу 80 точек не удастся. По ее словам, сети “АСТ” удастся открыть не больше 10-20 торговых точек в первый год: два-три магазина — на центральных станциях, а остальные — на станциях в спальных районах с большим пассажиропотоком, таких как “Проспект Просвещения”.

По словам сотрудника службы организации и развития договорных отношений “Петербургского метрополитена”, сегодня вопрос о размещении большого количества новых киосков не рассматривается. В петербургском метро и так работает достаточно большое количество киосков, говорит он, к тому же в связи с терактами правительство города рассматривает вопрос о закрытии торговли в подземке.



Ведомости