14.09.2004

РЖД займет $300 млн у американской Citigroup



Илья Хренников

Созданная в прошлом году госкомпания “Российские железные дороги” (РЖД) договорилась о привлечении первого в своей истории иностранного кредита. До конца года монополия собирается занять $300 млн для реализации своей трехлетней инвестпрограммы у американской Сitigroup. Сделка может состояться уже до конца года, но сначала ее должен будет одобрить совет директоров РЖД.


ОАО “Российские железные дороги” – крупнейшая в мире транспортная компания, создана в октябре прошлого года на базе бывшего Министерства путей сообщения. Выручка РЖД по РСБУ за первое полугодие 2004 г. – 321,8 млрд руб., чистая прибыль – 12,1 млрд руб. 100% акций РЖД принадлежит государству. По данным самих РЖД, реализация стратегической программы развития компании до 2010 г. потребует более $60 млрд, из которых около $10 млрд должны составить заемные средства. Citigroup – крупнейшая в мире инвестиционно-банковская группа, обслуживает около 200 млн клиентских счетов в 100 странах. В рейтинге Financial Times “500 крупнейших компаний мира” Citigroup занимает 5-е место в мире по капитализации ($259 млрд). Выручка группы за 2003 г. – $77,4 млрд, чистая прибыль – $17,8 млрд, активы – около $1,3 трлн.

Вчера президент РЖД Геннадий Фадеев встречался с президентом Citigroup Стэнли Фишером. После этой встречи Фадеев публично объявил, что на ней речь шла о привлечении кредита Citigroup на сумму $300 млн. Как пояснил “Ведомостям” вице-президент РЖД по финансам Федор Андреев, кредитное соглашение с Citigroup может быть заключено уже до конца нынешнего года и станет первым иностранным заимствованием железнодорожной монополии.

По словам Андреева, при этом компания не отказывается от планов выпуска еврооблигаций на сумму более $500 млн в будущем году. “Наша задача — иметь в распоряжении максимальное количество финансовых инструментов для привлечения дешевых денег. Поэтому нужны и кредитное, и длинное финансирование в виде евробондов, и рублевые облигации на 12 млрд руб., которые мы планируем разместить в ноябре нынешнего года”, — говорит он. А президент РЖД Геннадий Фадеев говорит, что компания установила себе планку заимствований — ее кредитный портфель не должен превышать 10% от выручки, т. е. $2,5 млрд в год. Сейчас общий долг компании составляет всего порядка 17,5 млрд руб. и состоит из кредитов, полученных только от российских банков — Внешторгбанка, Сбербанка, Банка Москвы, Газпромбанка и др.

Источник в Citigroup подтвердил “Ведомостям”, что группа “считает большим прогрессом получение РЖД международного кредитного рейтинга и ведет переговоры о организации финансирования для корпоративных нужд РЖД”. А Стэнли Фишер заявил журналистам: “Мы договорились о принципах, как мы будем вместе работать. Мы начинаем процесс стратегических и финансовых договоров”.

Начальник аналитического отдела ИК “Проспект” Наталья Одинцова считает предоставление Citigroup кредита РЖД обоюдовыгодным. “РЖД только что получила международный кредитный рейтинг, ей надо формировать кредитную историю среди западных финансовых институтов. А Citigroup агрессивно развивает коммерческое кредитование в России, — отмечает эксперт. — Для сбалансированного портфеля им нужно кредитовать не только население, но и промышленные предприятия. Такой клиент, как РЖД, — очень крупный и статусный”. По мнению Одинцовой, процентная ставка по кредиту Citigroup для РЖД может составить 5-6% годовых. А источник, близкий к РЖД, считает, что при использовании валютной выручки компании в качестве залога процентная ставка может быть снижена и составит 4,5-5% годовых.

Аналитик ИК “Ренессанс Капитал” Павел Мамай говорит, что кредит Citigroup может стать пробным шаром для РЖД перед выпуском евробондов. “Инфраструктурной компании нужны прежде всего длинные деньги. Ставка по трехлетнему иностранному кредиту, безусловно, ниже, чем по десятилетним еврооблигациям. Но на 10 лет ни один банк не кредитует”, — говорит он.

Между тем сделки на сумму более 3 млрд руб., по уставу РЖД должны утверждаться советом директоров компании. Чиновник, близкий к совету директоров РЖД, говорит, что пока этот вопрос на совет не выносился, а потому директора не определились с позицией по этому вопросу. Но Мамай из “Ренессанс Капитала” напоминает, что государство неоднозначно относится к привлечению российскими компаниями иностранных денег. “В начале нынешнего года, когда из-за притока иностранного капитала наблюдалось повышательное давление на рубль, чиновники рекомендовали госкомпаниям не привлекать деньги за рубежом, — напоминает он. — Но сейчас это давление почти сошло на нет, и такие рекомендации, по-моему, утратили актуальность”.



Ведомости