16.09.2004

ФАС взялась за сетевых перцев



Федеральная антимонопольная служба России взялась разработать механизм, который исключит возможность включать запрещенные к рекламе товары в сетевые брэнды. Под запрет попадут конфеты «Флагман», вода «Гжелка», перчик «Немиров» и многое другое.

Уже в середине августа было понятно, что к этому все и идет. Тогда комиссия антимонопольного ведомства запретила телекомпании НТВ показывать рекламные ролики конфет «Флагман». Теперь же глава ФАС Игорь Артемьев заявил: «Одна из главных забот нашего ведомства – разработка и принятие таких поправок в рекламное законодательство, которые решат проблему рекламы водки под видом безобидных товаров – конфет, минералки или маринованного перца».

«Проблема состоит в том, что недобросовестные производители производят водку под «сетевыми» брэндами и в рекламных роликах основное внимание уделяют рекламе именно торговой марки, а не конкретного товара».

Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольных напитков в телепрограммах с 1 января 1996 года не допускается.

В мире существует два подхода. Один – если один из товаров запрещен к рекламированию, тогда все товары этого наименования не могут участвовать в рекламе. Этот подход очень распространен в Европе и Америке.

Но существует и такая правоприменительная практика, которая была раньше у нас: нельзя рекламировать именно те категории товаров, которые запрещены, а другие, под тем же названием, – можно.

До сих пор ФАС оставляла эту лазейку, считая, что мало кто сможет ею воспользоваться. Даже среди водочных компаний немногие производители решались изготавливать другой продукт под алкогольным брэндом – это требует затрат по организации полноценной рекламной кампании. Кроме того, столкнувшись с этим маркетинговым ходом, ФАС требовала, чтобы рекламируемый товар появлялся в продаже.

Таким образом, помимо расходов на косвенную рекламу компаниям все-таки придется выпускать собственные перцы и конфеты.

Теперь же, по мнению Игоря Артемьева, «если под какой-то маркой продается водка, то конфет с такой же или очень похожей маркой быть уже не может».

Артемьев сообщил, что ФАС внесет в правительство законопроект с резким увеличением штрафов за нарушение антимонопольного законодательства.

Компании News Outdoor Russia, «Атор-Альянс», «Атор-Медиа», «Аланда ТехСтрой», «Праймсайт», «Река и Солнце» решили не дожидаться принятия законопроекта и отказаться от размещения рекламы любых продуктов, полностью или частично совпадающих по названию, форме или торговому знаку с напитками, крепость которых превышает 15 градусов.

Они выпустили официальное заявление, в котором говорится, что для размещения постеров с рекламой напитков крепостью менее 15 градусов, не ассоциирующихся с более крепким алкоголем, необходимо выполнение ряда условий. А именно: содержание макета должно соответствовать закону «О рекламе», в нем не должны использоваться образы, обращение к которым в рекламе алкоголя запрещено законом. Макет должен содержать указание о вреде употребления алкоголя, информацию о способах определения фальсификации рекламируемой алкогольной продукции в соответствии с действующим Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…». Помимо этого, для размещения рекламы в компанию должна быть представлена копия сертификата продукции, указывающая, что ее крепость – менее 15 градусов.

Владельцы рекламных конструкций оставляют за собой право, отмеченное в договорах, на демонтаж постера, содержащего признаки нарушения законодательства о рекламе, если на это получено соответствующее уведомление из территориальных управлений ФАС, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

В этой связи создание экспертного совета по применению законодательства о рекламе, образованного при ФАС, выглядит не очень оптимистично. Основная задача его – экспертиза и оценка соответствия рекламы требованиям законодательств и этическим нормам. В состав экспертного совета вошли специалисты ФАС России, представители других федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, эксперты и специалисты в отдельных областях знаний. Основная задача совета – экспертиза и оценка соответствия рекламы требованиям законодательства, а также этическим нормам, говорится в сообщении ФАС. Предположительно, в работе совета примут участие эксперты, представляющие обе заинтересованные стороны – антимонопольщиков и компаний-производителей.

Но повлияет ли на позицию ФАС работа экспертного совета, пока не понятно.

Газета.RU