16.09.2004

Астронавт на час. У российских продавцов невесомости появился конкурент в США



Игорь Цуканов

Американская компания Zero-G Corp. начала продавать билеты жаждущим испытать ощущение невесомости. Стоит это удовольствие около $3000. Между тем в России подобные полеты совершаются уже не первый год и пользуются все большей популярностью.


Совершать полеты планируется на модифицированном Boeing 727 – так называемом G-Force-One. Поднявшись на высоту около 3 км, самолет совершит несколько параболических виражей, на пике каждого из которых пассажиры в течение 25 секунд будут ощущать себя невесомыми. Самолет рассчитан на 27 пассажиров.

Запуская проект, в Zero-G рассчитывали продать за первый месяц места хотя бы на два полета, но спрос на космические путешествия оказался гораздо выше. Не осуществив еще ни одного полета, Zero-G Corp. уже продала билеты на 20 рейсов вперед. Особенно заинтересовались предложением компании фирмы, стремящиеся предложить своим сотрудникам в качестве поощрения что-нибудь поинтереснее, чем банальные круизы, а также киностудии, воодушевленные возможностью вживую снять сцены в невесомости. Стоимость однодневной подготовки пассажира к полету и самого полета составляет $2950.

“Впервые обычные люди смогут ощутить, каково это — быть невесомыми”, — говорит один из учредителей компании Питер Диамандис. Однако он несколько лукавит: предложение воочию убедиться в том, что Земля круглая, уже не назовешь уникальным, причем полеты совершаются на высоту гораздо больше, чем 3 км.

В США совершить подобные полеты уже несколько лет предлагает компания Space Adventures. Использует она российский перехватчик МиГ-25, способный подниматься на высоту до 27 км. Правда, среди американцев такие путешествия особенной популярностью не пользуются. “Ежегодно выполняется всего несколько полетов”, — рассказал “Ведомостям” представитель Space Adventures.

Другое дело Россия: здесь “полеты в невесомость” все более популярны, отмечают в Space Adventures. В России эта компания сотрудничает с летным испытательным институтом в подмосковном Жуковском. “Ежегодно мы организуем около 125 полетов на МиГ-25 и чуть меньше — на Су-30”, — рассказала “Ведомостям” менеджер программ Space Adventures Ксения Нерсесова.

По ее словам, самолеты поднимаются на высоту 16-30 км, где начинают выполнять различные фигуры, во время совершения которых пассажиры ощущают невесомость. Правда, и стоимость такого путешествия существенно дороже обещанной Zero-G: самая дорогая из предлагаемых программ (включающая проживание в элитных отелях и ряд других дополнительных услуг) составляет $12 000-14 000. “Основные наши клиенты — это иностранцы, причем больше всего американцев”, — говорит Ксения Нерсесова.

Российские турфирмы отмечают растущий спрос на путешествия в стратосферу. “За последние полгода интерес к полетам возрос, — отмечает руководитель отдела приема иностранцев компании "Аэротур" Елена Дроздова. — В год мы организуем не менее десятка таких полетов на сверхзвуковых истребителях МиГ-25, МиГ-29 и Су-27”. Стоимость таких путешествий колеблется, по ее словам, от $8000 до $10 000, а длительность полета составляет около получаса. Организатором полетов выступает Центр подготовки космонавтов им. Гагарина (ЦПК), расположенный в Звездном городке.

С ЦПК сотрудничает и компания “Атлас Аэроспейс”, выполняющая полеты на широкофюзеляжном аэробусе Ил-76МДК. Во время смены траектории движения самолета с горизонтальной на восходящую и при движении самолета через вершину петли создается режим кратковременной невесомости продолжительностью до 25 секунд. За все время полета пассажиры испытывают невесомость в течение примерно семи минут.

Вдохновленные ростом интереса к “стратосферному” туризму, производители космической и авиатехники ведут разработки в этой области. Еще в 2003 г. европейский аэрокосмический концерн EADS предложил модернизировать российский МиГ-31, потолок высоты подъема которого сейчас едва превышает 20 км, и сделать из него туристический самолет, способный поднимать путешественников на высоту 30 км.

Технической проработкой проекта обещала заняться германская компания Astrium, с российской же стороны к проекту подключились нижегородский авиационный завод “Сокол” и РСК “МиГ”. Пока, правда, как рассказал “Ведомостям” президент контролирующей “Сокол” группы компаний “Каскол” Сергей Недорослев, проект существует лишь в эскизном виде. Никто из его участников не готов принять на себя высокие финансовые риски (в прошлом году EADS оценивала стоимость проекта модернизации МиГ-31 в $50-100 млн), а переговоры на этот счет с “одним из ведущих мировых туристических агентств”, по словам Недорослева, успехом не увенчались. (Использованы материалы WSJ.)



Ведомости