20.09.2004

Пиво без позитива. ФАС опубликовала комментарии к поправкам в закон «О рекламе», ограничивающим рекламу пива



Федеральная антимонопольная служба опубликовала комментарии к поправкам в закон «О рекламе», ограничивающим рекламу пива. Теперь известно, что пиво не должно утолять жажду и положительно влиять на здоровье. Заодно чиновники просветили нас, что такое мультфильм и чем журнал отличается от газеты.

Поправки к закону, вступившие в силу с 5 сентября, вызвали массу нареканий со стороны пивоваров не столько даже из-за того, что противоречат интересам компаний, сколько из-за массы неточностей, которые дают возможность неоднозначно толковать многие положения. Характерно, что сами поправки занимают всего страницу текста, а вопросов у пивоваров возникло гораздо больше.

На часть из них чиновники ФАС попытались ответить при личной встрече, состоявшейся на днях.

В ходе совещания его участники – представители федеральных органов власти, производители пивоваренной продукции и рекламных агентств – пришли к тому, что закон об ограничении рекламы пива нуждается в дальнейшей доработке. Руководство ФАС согласилось с этим.

Но по большинству проблем ведомство разъяснения уже подготовило и в четверг разослало по своим территориальным управлениям комментарии к поправкам к закону. Стало наконец понятно, что ограничения касаются в равной степени рекламы алкогольного и безалкогольного пива. А рекламой пива считается в том числе и «демонстрация отдельных элементов его упаковки или, например, товарных знаков».

В то же время сведения, указывающие на товар или его производителя, размещенные непосредственно на товаре, этикетке, упаковке, на официальных бланках, в интернете, на сувенирной продукции, фирменной одежде, а также на утвари, не являются рекламой. По мнению ФАС, реклама пива не должна содержать информацию о том, что его употребление является одним из способов утоления жажды.

Дать разъяснения по наиболее сложным вопросам чиновники обещают только через месяц. В частности, им предстоит нелегкая задача – решить, как трактовать закрепленное в законе понятие «образ человека».

Но прежде чем карать нарушителей, необходимо выяснить, «имеется ли в рекламе прямая связь между употреблением пива и утолением жажды». Остается загадкой, зачем, по мнению ФАС, люди пьют пиво, если не для утоления жажды или «достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния», что по закону тоже строжайше запрещено.

Теперь пивовары должны будут сообщать и о вреде пива и перестать морочить гражданам головы историями о «положительном влиянии пива на здоровье человека», «улучшении его самочувствия и возможность излечения заболеваний» от приема пива.

Крайне жестко выглядит трактовка пунктов, ограничивающих спортивное спонсорство. Если в поправках в закон ограничения были более или менее расплывчатыми, то ФАС ясно дала понять, что пиву не место в «оформлении помещений (стадионов, спортивных сооружений), размещении рекламы на одежде (форме) участников спортивных мероприятий». Это означает практическое окончание практики спортивного спонсорства. По крайней мере, в его нынешнем виде.

ФАС дает очень ценные и точные определения многим вещам. Например, «под мультипликационными фильмами понимаются фильмы, полученные путем съемки рисунков или кукол, изображающих отдельные моменты движения». Понимание того, что есть мультфильм, очень важно, так как реклама пива не должна оформляться в виде них.

Тем, кому требования ФАС кажутся чрезмерно жесткими, стоит принять во внимание, что «использование нарисованных персонажей или кукол в статичной рекламе (в журналах, газетах, в наружной рекламе) не нарушает требования указанной нормы закона. Данный подход применяется и к рекламе, распространяемой в сети интернет». На всякий случай ФАС также решила разъяснить, в чем разница между газетой и журналом. Главным отличием, «имеющим юридическое значение для оценки размещаемой в нем рекламы пива, является наличие у журнала обложки и ее отсутствие у газеты».
Поправки к закону упростят жизнь многих людей, особенно после выхода комментариев ФАС. Теперь запрещено «создавать негативное отношение или умалять авторитет лиц, которые воздерживаются от употребления» пива.

Пивовары не готовы смириться с поправками к закону «О рекламе». На заседании 15 сентября было решено образовать экспертную рабочую группу по подготовке новой редакции ФЗ «О рекламе». Экспертная рабочая группа должна, по мнению пивоваров, состоять из представителей профильных министерств и ведомств, пивоваренных предприятий, рекламных агентств и средств массовой информации. Цель рабочей группы – ни много ни мало подготовка новой редакции федерального закона «О рекламе» с учетом замечаний и предложений, разработанных профессиональным сообществом. Пока же им придется работать согласно комментариям ФАС.

Газета.RU