20.09.2004


"Аэрофлот" ответил Лебедеву на упрек в неэффективном управлении компанией



Илья Хренников

“Аэрофлот” повысил прогноз выручки в нынешнем году на $40 млн. Это позволит компании впервые в истории выйти на положительную операционную рентабельность. Аналитики считают победные реляции “Аэрофлота” ответом на критику со стороны частного акционера компании — Национальной резервной корпорации, владеющей около 30% акций “Аэрофлота”.


“Аэрофлот” – крупнейшая в России авиакомпания, эксплуатирует 92 самолета, в том числе 27 “иномарок”. За первое полугодие 2004 г. “Аэрофлот” перевез более 3 млн пассажиров – на 20,3% больше, чем годом ранее. Выручка “Аэрофлота” за первое полугодие по МСФО составила $879,2 (рост 26,3%), чистая прибыль – $83,6 млн (рост в 2,2 раза). Государству принадлежит 51,17% акций “Аэрофлота”, Национальной резервной корпорации (НРК, контролируется депутатом Госдумы Александром Лебедевым) – около 30%, примерно 10% акций контролирует менеджмент.

Как рассказал в пятницу коммерческий директор “Аэрофлота” Евгений Бачурин, в нынешнем году компания собирается на $40 млн превысить запланированный ранее объем выручки. В частности, компания увеличит доходы от пассажирских перевозок на $32 млн (20% до $1,468 млрд) за счет роста продаж и управления доходными ставками. А за счет снижения комиссионных выплат агентам по продаже билетов “Аэрофлот” надеется сэкономить $8 млн, или 7,5% этой статьи расходов.

По данным Бачурина, в нынешнем году “Аэрофлот” снизил среднюю ставку агентской комиссии до 6,5% от цены билета, тогда как еще в 2000 г. она составляла около 15%. Кроме того, введена практика “нулевой комиссии”, когда агент получает фиксированный бонус в зависимости от выполнения согласованного с “Аэрофлотом” плана продаж. Собственные продажи билетов “Аэрофлотом” в 2004 г. вырастут на четверть до примерно $150 млн, обещает Бачурин. Он также говорит, что коэффициент пассажирской загрузки самолетов компании вырастет на 2,5% до 70,5%. А в презентации “Аэрофлота” говорится, что при такой загрузке операционная рентабельность компании впервые в ее истории станет положительной и составит 0,5%. То. есть даже за вычетом доходов, которые “Аэрофлот” получает за право пролетов иностранных авиакомпаний над Россией (в 2003 г. они составили $272,7 млн), компания выйдет в прибыль. А замдиректора “Аэрофлота” по правовым вопросам Борис Елисеев отметил, что за пять лет сумма претензий и исков к “Аэрофлоту” снизилась на порядок — с $290 млн в 1999 г. до $30 млн сейчас.

Аналитики склонны видеть в выступлениях менеджмента “Аэрофлота” ответ на критику со стороны НРК, которая неделю назад обвинила менеджмент в неэффективном управлении компанией. В частности, НРК отмечала низкую долю собственных продаж авиакомпании и низкий коэффициент загрузки самолетов. “Это фактически постатейный ответ на претензии НРК”, — констатирует старший аналитик ФК “Уралсиб” Марат Ибрагимов. “Приводя убедительные факты и цифры, НРК доказывает, что в "Аэрофлоте" все плохо, а менеджмент — что все хорошо. Причем и в том, и в другом есть доля правды”, — соглашается Ольга Окунева из “Совлинка”.

Впрочем, Елена Сахнова из ОФГ отмечает, что достижения “Аэрофлота” неоднозначны. “Хотя "Аэрофлот" рапортует о повышении эффективности собственных продаж, так как расходы на них составляют 7,5% от стоимости билета, но они остаются менее выгодными, чем агентские”, — отмечает она. Сахнова также отмечает, что темпы роста пассажирской загрузки “Аэрофлота” в 2003-2004 гг. резко замедлились. “Это связано со стагнаций аэропорта "Шереметьево", — говорит Сахнова. — Я считаю оправданными претензии НРК, что менеджмент "Аэрофлота" медлит с возведением "Шереметьево-3", строительство которого одобрило правительство, и чрезмерно много денег тратит на консультационные услуги и проектные изыскания”.

НРК также не собирается снимать свои претензии к менеджерам “Аэрофлота”. Замдиректора корпорации, член совета директоров “Аэрофлота” Леонид Душатин считает, что своим успехам “Аэрофлот” обязан 7%-ному росту ВВП России и 30%-ному увеличению авиаперевозок. “Аэрофлот” сам пишет, что ввод в действие “Шереметьево-3” позволит увеличить загрузку самолетов с 70% до 76%, но затягивает строительство терминала, — отмечает он. — А что мешает компании уже сегодня развивать прямые продажи через Интернет? Мы считаем, что это может дать “Аэрофлоту” существенный прирост прямых продаж“.



Ведомости