21.09.2004

Американские оркестры вылетают в трубу



В понедельник могут остаться без музыкантов сразу два знаменитых американских оркестра – Филадельфии и Нью-Йорка. Классическая музыка переживает не лучшие времена. Даже оркестры Большой симфонической пятерки не могут продлить контракты с собственными музыкантами, требующими прибавки к жалованию.

По странному совпадению именно сейчас, когда все оркестры мировой величины переживают острый финансовый кризис, истекают сроки контрактов в четырех оркестрах Большой симфонической пятерки. В понедельник в 12 часов пополудни момент истины наступает сразу для двух оркестров: истекает срок контрактов с музыкантами филармоний Филадельфии и Нью-Йорка.

Сроки контрактов оркестров Кливленда и Чикаго уже истекли, но руководству удалось продлить их до конца октября.

Управляющие симфонических оркестров бьют тревогу: из-за падений на фондовой бирже снабжение оркестров неуклонно ухудшается, и теперь они больше, чем когда бы то ни было, зависят от собственных доходов. После событий 11 сентября интерес общественности к классической музыке резко упал, посещаемость концертов стала катастрофически снижаться. Записи тоже не приносят былых доходов: многие звукозаписывающие компании переключились на новые классические проекты. Тем временем затраты на медицинское страхование и пенсионные отчисления неуклонно растут, и это не может оставлять равнодушными музыкантов. На сей раз они, похоже, твердо решили добиваться уступок от своего руководства.

Осень – пора продления контрактов с музыкантами оркестров Большой симфонической пятерки. Музыканты традиционно требуют прибавки к жалованию, а руководство оркестров традиционно пытается урезать бюджет. Однако этот год по накалу страстей превосходит все пессимистические ожидания. Из всех оркестров симфонической пятерки только в бостонском дела идут неплохо. Музыканты оркестров Нью-Йорка, Кливленда, Филадельфии и Чикаго ведут настоящую войну со своими управляющими.

Хуже всего события развиваются в Филадельфии. Музыканты и менеджмент привлекли каждый на свою сторону по пиарщику и сделали конфликт достоянием общественности, развернув словесную перепалку на собственных сайтах в интернете. В оркестрах Чикаго и Кливленда конфронтация пока не стала публичной, но ситуация остается крайне напряженной. Наиболее благостная картина наблюдается в филармонии Нью-Йорка. Впрочем, каникулы музыкантов филармонии закончились только неделю назад, поэтому судить о чем-то пока рано.

Управляющие оркестров заявляют, что вынуждены идти на сокращения зарплат. Другого способа выжить, по их словам, просто не существует. Музыканты таких жертв не приемлют, более того, они требуют прибавки к жалованию. Хотя условия, казалось бы, и так неплохие. Минимальный доход музыканта оркестра Большой симфонической пятерки – $100 тыс. в год. Подавляющее большинство музыкантов зарабатывает на порядок больше за счет стажа и сверхурочной работы. Доход «первых скрипок» превышает минимальную ставку, в среднем, в три раза. Отпуск для всех музыкантов длится порядка 8–9 недель в году.

Помимо этого, оркестры полностью берут на себя заботу о музыкантах, вышедших на пенсию. Финансирование пенсионных программ осуществляется целиком из оркестрового фонда. До 50% затрат оркестра идет на выплату зарплат и премий музыкантам. И только четверть – на выплаты администрации и осуществление маркетинговых программ.

Однако музыканты утверждают, что все эти цифры обманчивы. По их мнению, такая заработная плата вполне компенсирует проведение 7–8 концертов в неделю. При этом руководство совершенно не принимает в расчет годы, потраченные музыкантами на обучение, ежедневные многочасовые репетиции и оплату дорогостоящих инструментов.

Председатель профсоюза музыкантов в Кливленде Дональд Миллер приводит веские аргументы: «Музыканты учатся с 3 лет. Только через 25 лет профессия начинает приносить доход. Целая вечность проходит, пока музыкант достигает уровня, необходимого для того, чтобы попасть в оркестр. Конечно, мы посвящаем себя музыке не из-за денег, но это не значит, что мы согласны играть бесплатно».

Бывший трубач кливлендского оркестра Дэвид Заудер, вспоминает начало своей карьеры: «На гастролях мне частенько приходилось ночевать в парке на скамейке, потому что на гостиницу денег не было».

Между тем каждая из сторон уверена в своей правоте. В оркестре Филадельфии управляющие рапортуют, что им удалось сократить издержки с $4 до $1,8 млн за счет увольнений в администрации и сокращения зарплат оставшихся менеджеров. Взамен руководство требует уступок и от музыкантов, которым, в свою очередь, тоже предложено согласиться на сокращение заработной платы. Кроме того, из 106 постоянных музыкантов оркестра, планируется оставить 100. Нанятый музыкантами PR-менеджер всячески пытается добиться поддержки у широкой общественности. Он, в частности, утверждает, что меры, предлагаемые руководством оркестра, принесут только одноразовую прибыль и не смогут исправить ситуации в целом. Следовательно, идти на подобные жертвы музыкантам будут предлагать снова и снова.

И в оркестре Филадельфии, и в других оркестрах Большой симфонической пятерки музыканты «кивают» в сторону филармонии Бостона и требуют к себе такого же отношения, как к бостонским коллегам. Дело в том, что Оркестр Бостона смог продлить контракты со своими музыкантами сроком на 4 года и установить минимальную заработную плату в размере $108 тыс. в год. В такой ситуации коллеги-музыканты из других оркестров уступить своим управляющим, наверное, просто не могут.

Газета.RU