22.09.2004

Alitalia раздваивается



Совет директоров итальянской авиакомпании Alitalia обсудил план спасения национального перевозчика. Помимо сокращения 4 тыс. сотрудников он предполагает разделение компании на две структуры, одна из которых займется перевозками, другая – наземным обслуживанием. Профсоюзы этим планом недовольны.

В этом году менеджмент Alitalia намерен минимизировать потери до €770 млн и уже к 2006 году свести баланс компании без убытков. Предполагается, что в 2007-2008 годах Alitalia начнет работать прибыльно и сможет пополнить парк средне- и дальнемагистральными самолетами.

Эти прогнозы вошли в четырехлетний бизнес-план, который в понедельник утвердил совет директоров Alitalia. Документ предполагает, что в течение ближайших двух лет штат сотрудников сократится на 4 тыс. человек с нынешних 22 тыс. Это позволит компании сэкономить на зарплате €315 млн.

62% акций авиакомпании Alitalia принадлежат правительству Италии. Объем перевозок пассажиров на внутренних рейсах Alitalia за полгода 2004 года упал на 11%, стоимость ее акций на бирже снизилась на 45%. В 2003 году убытки Alitalia составили €520 млн (почти треть ее уставного капитала). Это результат кризиса мирового рынка авиаперевозок, возникшего после теракта 11 сентября 2001 года, войны в Ираке и атипичной пневмонии в прошлом году, а также высоких цен на нефть в этом году.

Руководству авиакомпании с трудом при посредничестве итальянского правительства удалось уговорить профсоюзы согласиться на массовое сокращение штата сотрудников. Правда, профсоюзам удалось несколько умерить аппетиты работодателей – первоначально менеджмент Alitalia предлагал уволить 5 тыс. сотрудников.

Но вот согласие профсоюзов на изменение структуры управления авиакомпанией ее руководству получить пока не удалось. Бизнес-план предполагает преобразование Alitalia с разделением на два самостоятельных подразделения. Одно из них займется авиационным перевозками, другое – их обслуживанием. Топ-менеджмент хотел бы провести реструктуризацию капитала первой, а вторую открыть инвесторам. Профсоюзы против этого пункта бизнес-плана, потому что после разделения Alitalia опасаются остаться без работы.

Руководству компании необходимо убедить своих сотрудников в обратном, поскольку если профсоюзы не утвердят бизнес-план, то Alitalia не сможет привлечь финансирование под реализацию новой стратегии.

Всего на ближайшую четырехлетку авиакомпании требуется €2 млрд ($2,43 млрд). Часть этих денег Alitalia поможет найти ее основной акционер – итальянское правительство. Евросоюз уже одобрил заем в €400 млн под гарантии итальянского правительства, что позволит Alitalia продолжить деятельность по крайней мере до марта 2005 года.

Вполне вероятно, что посредником между авиакомпанией и ее сотрудниками опять станет правительство Италии. Профсоюзы говорят, что, поскольку государство владеет контрольным пакетом в Alitalia, то оно должно нести ответственность и за новые фирмы, в частности, взять на себя ответственность за сохранение трудовых договоров. Если в течение этих четырех лет Alitalia начнет выходить из кризиса, то менеджмент сможет возобновить переговоры о ее союзе с французской Air France и голландской KLM.

Первые попытки объединиться с более сильным перевозчиком менеджеры Alitalia предприняли еще в 1999 году, но тогда союз с голландской KLM сорвался из-за финансовых разногласий. После объединения KLM с Air France итальянцы вновь вернулись к идее слияния и даже успели получить одобрение Евросоюза, но переговоры приостановились из-за ухудшения финансового состояния Alitalia.

Газета.RU